Роман Валерия Гаевского «Фантазии об утраченном или Девять сфер пробуждения» (2004) – первое крупное произведение крымского прозаика, президента Крымского Клуба Фантастов. Его написание растянулось на целую пятилетку с 1992 по 1997 год, а вышел лишь в мае 2004 года. Чтобы проникнуться особенной своеобразностью этой книги, предоставим сначала слово автору:
«Роман писался пять лет по очень своеобразной хронологической системе: после 1 главы (книги) последовала 3, затем 2, после 4, затем 6,5,8,7 и 9. Поэтому текст имеет как бы два варианта прочтения: последовательный и тот «спиральный» который автор заявляет, как свое писательское «ноу-хау». Данные тонкости не сказываются на сюжетной линии, тем более, что все главы можно рассматривать и как отдельные произведения, однако, собранные вместе они представляют собой общее мозаичное полотно. Все книги романа написаны в несхожих стилистических манерах и являются по замыслу блоками разных литературных жанров, к примеру 2-я книга – это «псевдопиратский роман», 3-я вариация на тему сказок «1000 и 1 ночи», 4-я – эпос в духе «Махабхараты», 5-я – космическая притча о клане охотников, 6-я – чистое фентези, 7-я – эротическая элегия, 8-я – философская сказка 9-ю можно назвать гротесковой социальной утопией. Впрочем, данная попытка «развесить» ярлыки весьма приблизительна, ибо текст «Фантазий» говорит сам за себя, он хранит много тайн и значений, при том, что приключенческая канва не утрачивается от первой до последней страницы».
Вообще, сказать что-либо определенное о логичности сюжета этого произведения представляется очень сомнительным. Действительно, роман похож скорее на многомерную мозаику, которую мне лично собрать, к сожалению, не удалось. Я до последней буковки надеялся на это. Но, увы… Ирландские боги, индийский и арабский пантеон соседствует с героями, стремящимися отыскать свою цель, свой Путь, для чего им приходится претерпевать удивительные приключения. Самая, наверное, «реальная» новелла всего цикла – Книга первая, мистическая концовка которой оставляет героя на каменистой дороге, где не было ничего, не было даже обочин, но зато в километре высился, залитый солнечным светом, белый живописный замок. В каждой из девяти новелл персонажам приходится совершать фантастические подвиги, где боги, подчас, бывают очень немилостивы к героям. Например, шотландцу, капитану корабля Мак Нессу, чтобы возвратиться домой, пришлось преодолеть козни фоморов (демоны в ирландской мифологии), а арабу Кабиру ибн Али Аль-Фарруху, как в любой сказке, необходим целый караван тончайшего китайского шелка для парусов огромному кораблю духу Амерата.
Светлана Ягупова добавляет: «Главный герой (по прихотливому желанию автора, иногда им становится и сам читатель), как бы переключая регистры сознания, «вспоминает» свои прошлые жизни, отдлеенные друг от друга бездной пространства и времени. Себастьян-Кабир-Кавьядхана-Азарика – у него много имен, как и у его любимой, с которой он неизменно встречается и узнает ее через тысячи, миллионы лет…»