|
|
|
|
Американский писатель-фантаст, подписывавший свои произведения сокращенным именем «Рэй Олдридж». А о его жизненном пути известно крайне мало.
После службы в армии занялся гончарным делом. Работал в Лас-Вегасе, Хантсвилле (Алабама), где тогда жили его родители, в глуши западного
Теннеси, где единственным предприятием была фабрика по изготовлению гробов, затем на побережье Мексиканского залива во Флориде, где вскоре
и осел. Испытал влияние покойного суданского гончара Сиддига Эль-Нгуми (Siddig El' Ngoumi). Не достигнув особых художественных и деловых успехов,
Олдридж вместе с женой, прекрасно владевшей стеклорезом, занялся изготовлением научно-фантастических витражей, а когда ему надоело медленное
умирание с голода, он вполне логично обратился к ремеслу писателя-фантаста. Но так как он никогда не был профессиональным писателем, после
относительного успеха он вернулся к своей основной профессии – художник, специализирующийся на керамической и фарфоровой скульптуре. Сейчас
его глиняная и фарфоровая посуда ручной работы, а также дверные ручки под заказ (кстати, многие с НФ мотивами) продаются через Интернет.
Первое выступление в прессе – фантастический рассказ «Щелчок», который был опубликован в антологии «Л. Рон Хаббард представляет писателей
будущего» за 1986 год. Его перу также принадлежит психоделический космический боевик – трилогия «Освободитель», в которой действие происходит
в технически совершенной галактической цивилизации, но гигантская корпорация «Лига Искусств» тысячелетиями контролирует узаконенную
работорговлю. И в этом мире приходится бороться за свою жизнь и испытать страшные испытания, профессиональному убийце Руиз Аву, сознание
которого контролирует смертоносная сеть-ловушка. Являясь агентом Лиги, прибыв на планету Фараон, один из питомников работорговцев, он вскоре
начинает бороться с теми, кто занимается продажей себе подобных. В «Механическом Орфее» герой вступает в поединок с всесильным культом смерти,
который жаждет мучительной гибели людей, а власть его столь безгранична, что даже Лига искусств бессильна перед ним.
Кроме этих трех романов в течение десятилетия он опубликовал два с половиной десятка рассказов, после чего Рэй Олдридж перестал издаваться.
Правда, в 2002 году в журнале «The Magazine of Fantasy & Science Fiction» вышла новая повесть автора, а также был обещан новый его роман из
цикла «Освободитель». Но пока что на этом всё.
На его домашней страничке (посвященной именно гончарному искусству, а не литературе), присутствует следующее бытописание:
«Я сопротивляюсь желанию писать о себе в третьем лице. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду, особенно если читали подобное на сайтах
других, менее закомплексованных художников… «Рэй Олдридж, всемирно-известный гончар, филантроп и литератор, Живое Национальное Достояние
(по крайней мере, он был бы им, если бы Живое Национальное Достояние имелось у нас в США)». Но когда я читаю одну из этих эпических биографий,
то не могу отделаться от ощущения, что художник написал это сам, прикидываясь кем-то еще, кто покланяется художнику… и немного увлекаясь этой
ролью.
Так что давайте обойдемся менее экстравагантной, но зато, я надеюсь, и менее смешной хроникой моей жизни.
Скажу вот что: я избежал необходимости называть кого-либо «боссом» в течение почти тридцати лет (не считая, конечно моей жены).
Вернувшись домой после армии я понял, что наибольшее удовольствие доставляет мне лепка горшков – и с тех пор занимаюсь этим уже в течение
множества лет. Я не хочу утверждать, что стал феноменально успешным в финансовом или эстетическом смысле. Я слишком неделовой человек для
того, чтобы зарабатывать много денег. Но это было чудесное время – до тех пор, пока я не устал от нищеты.
Начался период, когда я с помощью моей жены Нэнси создавал витражи научной фантастики. В конце концов, мы очень устали от подобной формы
голодания, и Нэнси получила настоящую работу.
Я стал писателем. Из огня да в полымя. Но, как это ни странно, я имел достаточный успех как писатель, продав много рассказов и три романа. Я
дважды был финалистом «Nebula».
Потом появились дети, трое из них в быстрой последовательности. У Нэнси была настоящая работа, я же стал домохозяйкой. Я продолжал писать
(по большей части научную литературу) и занимался Web-дизайном. На протяжении всего этого времени я лепил горшки.
Наконец я пришел к выводу, что никогда не занимался работой, которая нравилась бы мне так же, как гончарство. Когда дети стали старше и пошли в
школу, я решил снова всерьез взяться за глину». (Перевод Ильи Новака).
Произведения этого автора (особенно трилогия «Освободитель») после перевода их на русский язык оказались довольно популярными у отечественного
читателя. Многие критики положительно отмечали романы Рэя Олдриджа, а в июле 2004 года в русскоязычном сегменте Интернета даже появилась
повесть Эдуарда Сесигина «Волшебник с планеты Фараон», являющейся прямым продолжением трилогии Олдриджа.
Произведения автора
Романы
- Трилогия «Освободитель» (The Emancipator)
- 1991 – Контракт на Фараоне (The Pharaoh Contract) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 290 с. $4.50 (о) ISBN 0-553-29118-1
- 1992 – Император всего (The Emperor of Everything) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 278 с. $4.50 (о) ISBN 0-553-29491-1
- 1992 – Машина-Орфей (The Orpheus Machine) / Обложка Пола Йоула (Paul Youll). – изд. «Bantam Spectra». – 335 с. $4.99 (о) ISBN 0-553-29119-Х
Повести и рассказы
- 1986 – Щелчок (Click) // антология «L. Ron Hubbard Presents Writers of the Future v.2» / Ред. Альгис Бадрис (Algis Budrys). – изд. «Bridge», 1986 – с.105-128
- 1987 – Ремесленник тела и самый одинокий человек (The Flesh Tinker And The Loneliest Man) // журнал «Amazing Stories», июль
- 1988 – Плавающие замки (Floating Castles) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», декабрь
- 1988 – Касание крюка (The Touch of the Hook) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», апрель
- 1988 – Костяной цветок (Boneflower) // журнал «Aboriginal Science Fiction», январь-февраль
- 1989 – Синяя кожа (Blue Skin) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», март
- 1989 – Дурацкая перемена (Chump Change) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», август
- 1989 – Стальные собаки (Steel Dogs) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», сентябрь
- То же: 1994 – антология «The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology» / Ред. Эдвард Л. Ферман (Edward L. Ferman) и Кристин Кэтрин Раш (Kristine Kathryn Rusch). – изд. «St. Martin’s», 1994 – с.183-208
- 1989 – Ясноглазый (Eyebright) // журнал «Amazing Stories», май
- 1989 – Ее достоинства (Her Virtues) // журнал «Amazing Stories», сентябрь
- 1989 – Ремесленник тела и стиль богини (The Flesh Tinker and the Fashion Goddess) // журнал «Pulphouse: The Hardback Magazine» (Вып.4), лето
- 1990 – Холодная клеть (The Cold Cage) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», февраль
- 1990 – Глаза гиены (Hyena Eyes) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», июнь
- 1990 – Мы были бабочками (We Were Butterflies) // The Magazine of Fantasy & Science Fiction, август
- 1991 – Чудовище-нарушитель (The Beastbreaker) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», февраль
- 1991 – Фабулариум (Fabularium) // The Magazine of Fantasy & Science Fiction, декабрь
- 1991 – Врата лица (Gate of Faces) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», апрель
- 1992 – Фермер любви (The Love Farmer) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», март
- 1992 – Темное вино (Winedark) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», август
- 1992 – Незаметность (Obscurocious) // антология «Whatdunits» / Ред. Майк Резник (Mike Resnic) и Мартин Х. Гринберг (Martin H. Greenberg). – изд. «DAW», 1992 – с.278-293
- 1993 – Красивый наркоман (The Beauty Addict) // антология «Full Spectrum 4» / Ред. Лу Ароника (Lou Aronica), Бетси Митчелл (Betsy Mitchell). – изд. «Bantam», 1993 – с.
- 1993 – Усталые игрушки (Somatoys) // журнал «Science Fiction Age», март
- 1994 – Фильтрованный едок (Filter Feeders) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», январь
- 1994 – Последний супруг Биомантика (The Biomantic's Last Husband) // журнал «Science Fiction Age», май
- 1995 – Позвоночные воришки (The Spine Divers) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», июнь
- 1995 – Похищенные лица, похищенные имена (Stolen Faces, Stolen Names) // журнал «Science Fiction Age», март
- 2002 – Духовые трубы (Soul Pipes) // журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», декабрь
Статьи
- 1991 – Мой совет неизвестному (My Advice to the Undiscovered) // антология «L. Ron Hubbard Presents Writers of the Future v.7» / Ред. Альгис Бадрис (Algis Budrys). – изд. «Bridge», 1991 – с.171-178
Награды и звания
- 1991 – номинация на премию «Небьюла» за короткую повесть «Врата лица»
- 1992 – премия журнала «SF Chronicle» за короткую повесть «Врата лица»
- 1993 – номинация на премию «Небьюла» за рассказ «Красивый наркоман»
- 1996 – номинация на Мемориальную премию Теодора Старджона за рассказ «Позвоночные воришки»
Библиография на русском языке
Отдельные издания
- Контакт на Фараоне: [Романы] / Пер. Л. Слуцкой. – М.: Полиграфресурсы; ТОО «Транспорт», 1994. – 416 с. – (Монстры Вселенной; Кн.14). 50 000 экз. (п) ISBN 5-8550-015-2
- Контакт на Фараоне – с.5-253
- Император всего: [Начало романа] – с.255-415
- Машина-Орфей / Пер. Л. Слуцкой. – М.: Полиграфресурсы; ТОО «Транспорт», 1994. – 418 с. – (Монстры Вселенной; Кн.15). 50 000 экз. (п) ISBN 5-8550-016-0
- Император всего: [Окончание романа] – с.5-119
- Машина-Орфей – с.121-415
- Контракт на Фараоне: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.: Валери СПД, 2002. – 336 с. – (Стальная Крыса). 10 000 экз. (п) ISBN 5-04-009347-0
- Император мира: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: ЭКСМО-Пресс; СПб.: Валери СПД, 2002. – 384 с. – (Стальная Крыса). 8 100 экз. (п) ISBN 5-04-010117-1
- Механический Орфей: [Роман] / Пер. П. Ехилевской, А. Кузнецовой. – М.: Эксмо; СПб.: Валери СПД, 2002. – 400 с. – (Стальная Крыса). 7 000 экз. (п) ISBN 5-699-00718-0
- Контракт на Фараоне: Фантастический роман. – М.: Эксмо, 2004. – 352 с. – (Стальная Крыса). (о) ISBN 5-699-07976-9
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора
- Илья Новак. Рэй Олдридж, «Спаситель» // Интересная газета, 2003, №5 – с.
- Рэй Олдридж (1948 г.р.) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.221
Библиография на украинском языке
Публикации в периодике и сборниках
- Рей Олдрідж. Під наглядом смерті: Фантастична повість / Пер. з англійської О. Макаренко // Однокласник, 2001, №1 – с.; №2 – с.; №3 – с.; №4 – с.10-16; №5 – с.; №6 – с.; №7 – с.14-25; №8 – с.14-23; №9 – с.12-16, 21-23; №10 – с.21-27
© Виталий Карацупа, 2007-2015
|
|
|