Действие романа Терри Биссона в стиле «роуд муви» «В любой день» (Any Day Now, 2012) происходит в США, в эпоху заката битников и зарождения движения шестидесятников-радикалов. Это альтернативная история о путешествии по Америки автостопом от г. Оуэнсборо в штате Кентукки до Нью-Йорка, как дневник давно ушедших времен, с описание антуража 1950-1960-х гг. от взросления мятежного с детства героя Клейтона Бьюли Бауэра до его жизни в коммуне хиппи на отшибе цивилизации с назреванием радикальных перемен. Доехав до Нью-Йорка, герою приходится общаться со легендами контркультуры, такими как Аллен Гинзберг и Энди Уорхол, участвовать в демонстрациях против войны во Вьетнаме и быть погруженным в различные молодежные движения того периода. Отправившись далее на Запад, он достигает Дроп-сити на юге Колорадо – первой хиппи-коммуны с её большими цветными куполами из бывшего в употреблении автомобильного листового металла.

Книга, автобиографичная в деталях, показывает не только взросление героя, но и то, какой была бы жизнь в стране, где некоторые политические деятели пережили бы покушения и остались бы жить. Где джазовый трубач Майлз Дэвис, оказавший значительнейшее влияние на развитие музыки XX века, погибает в автокатастрофе в конце 50-х, или где на фоне растущих протестов против войны во Вьетнаме президентом Америки становится не Никсон, а Хьюберт Хамфри, а Мартин Лютер Кинг метит в вице-президенты страны, оправляясь после покушения в Канаде.

В конечном счете, столкновение культур – как на местном, так и на национальном уровне – заставляет Бьюли с постоянно меняющимися группами битников, радикалов, мечтателей и сочувствующих, делая все возможное для своего существования и сохраняя остатки свободы, стать мишенью для активного противодействия со стороны правительства и общественности в стране медленно погружающейся в анархию. Этот чисто американский роман заканчивается 1968 годом, когда американский астронавт Майкл Коллинз становится первым человеком, ступившим на поверхность Луны, а в стране нарастает кризис и революционное движение.


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ