В едкой сатире на коммерциализацию в Америке – романе Терри Биссона «Путешествие на Красную планету» (Voyage to the Red Planet, 1990) – описывается первая пилотируемая миссия на Марс на космической корабле с названием «Мэри Поппинс». Разработанный, построенный и укомплектованный совместными усилиями НАСА и СССР двадцать лет назад, он был законсервирован, а теперь вот возвращен в активное состояние и заброшен в космос на деньги мощной киностудии «Pellucidar Film» ради создания нового научно-фантастического фильма. И по идее сценаристов и продюсеров, съемки должны проходит на натуре. Действие происходит в ближайшем от времени написания будущем и автор хотел показать абсурдность все возрастающего влияния СМИ на общество и политику.

К тому времени кинобизнес – это наследственная каста. Здесь всё поставлено на поток, даже кинозвезды не занятые в съемках погружаются в так называемый «холодный сон». И в этом будущем информационное пространство занято не всемирной сетью Интернет, а распространением видео, наличием телефонами с камерами и зарождением цифровых актеров. Холодная война окончена, СССР остается, но уже не с коммунистической идеологией. А США к тому времени находится в состоянии глубокой депрессии. Уже нет ничего государственного, правительству приходится продавать различные департаменты (например, НАСА) корпорациям, чтобы погасить государственный долг, приватизировано буквально всё, даже национальные парки принадлежат уже студии Диснея. Либертарианство взяло верх.

Экипаж корабля, набранный продюсером Марксоном, состоит из представителя НАСА Басса и советского космонавта, капитана корабля Наташу Кирову. В киногруппу входят карлик Луи Гламур, доктор С. К. Джеффрис (он открыл формулу гибернации на основе сыворотки от медвежьей спячки), дипломированных кинозвезд Гэри Фонда-Фокс IV и Беверли Гленн, а также безбилетная девочка-подросток, которая, когда главная героиня не приходит в себя от анабиоза, получает большой шанс стать королевой кино.

Но во время полета на Земле Центр управления полетами обанкротился и больше не может обеспечивать сложную коррекцию курса, необходимую для полета «Мэри Поппинс». И экипаж с пассажирами становятся по сути безбилетными пассажирами на летящем к далекой планете космическом судне. А когда они все же прибыли на место, пока голливудская съемочная группа решает важную задачу съемок, Джеффрис и Басс обнаруживают что-то вроде вещество, которое уничтожает часть их топлива на обратный путь. Поэтому, чтобы сэкономить вес для взлета, Басс добровольно вызывается остаться, а Джеффрис натыкается на странный артефакт – сигнальное устройство, которое предполагает вмешательство инопланетян в эволюцию человека.


© Виталий Карацупа, 2024

НАВЕРХ