• То же: Под названием «Приключение века»

Повесть Геннадия Прашкевича «Великий Краббен» (1983) необходимо предварить сообщением, которое поступило на мировые информационные летом 1977 года. Чуть ранее, 25 апреля, команда японского рыболовного судна «Цуйо-Мару» (или «Зуйо-Мару») компании «Тайо», занимавшаяся ловлей скумбрии примерно в 30 милях от городка Кристчэрч (Новая Зеландия), вытащила на палубу тушу огромного полуразложившегося животного, которое запуталось в сетях на глубине около 300 метров. Весила эта туша около 16 тонн, длина ее была 10 м. и сначала подумали, что это туша сгнившего кита. Но туша походила больше на огромную черепаху без панциря. Находившийся на борту 39-летний Яно, выпускник Высшей океанологической школы Ямагучи, измерил находку, сфотографировал, вырезал 42 куска «мозолистого волокна» с переднего плавника в надежде помочь дальнейшим попыткам идентификации, но затем капитан приказал выбросить тушу за борт, чтобы ее сильный тошнотворный запах не испортить рыбный улов.

Этот случай добавился в копилку мировых загадок и необъяснимых случаев. Но Геннадий Прашкевич решил ее решить (каламбур!) по-своему – написать повесть, из которой читателю становится ясно, что же это за такой невиданный зверь и откуда он взялся. А в качестве главных героев выступили уже знакомые по повести «Каникулы 1971 года» сотрудник СахКНИИ, вулканолог Тимофей Николаевич Лужин и Серп Иванович Сказкин – «бывший алкоголик, бывший бытовой пьяница, бывший боцман балкера «Азов», бывший матрос портового буксира «Жук», бывший кладовщик магазина №23, того что в селе Бубенчиково, бывший плотник леспромхоза «Горремстроя» (Южно-Сахалинск), бывший конюх леспромхоза «Анива», бывший ночной вахтер крупного научно-исследовательского института, наконец, бывший интеллигент».

Действие повести происходит спустя месяц после событий, описанных в «Каникулах 1971 года», а значит в августе означенного года. Серп Сказкин и его начальник Тимофей Лужин составляли маленький (но боевой) Пятый Курильский полевой отряд. Месторасположение отряда – остров Итуруп, его северо-западный берег залива Доброе Начало. Вот здесь и повстречали члены отряда – Серп и Тима – существо, в котором легко угадывался легендарный Морской Змей. Или, по-научному, плезиозавр. Этот морской хищник распотрошил и съел единственную на острове корову, а во время обследования морского берега и остатков несчастного домашнего животного на вулканолога «из пронзительных, низко стоящих, как в неполном стакане, вод, сквозь их призрачные пласты, искривленные преломлением, восходило из океанских глубин нечто чудовищное, жирно, антрацитно поблескивающее».

Кровожадный доисторический монстр загнал несчастных в одну из пещер, а сам затаился неподалеку в надежде полакомиться этими двумя маленькими «зверьками». Так бы они в итоге или умерли с голоду или все же попались бы в огромную пасть Великого Краббена, как окрестил чудище Тимофей. Но опустившийся через пару дней туман и прибывший на поиски Серпа и Тимы вертолет отогнал зверя и снял людей из прибрежной кальдеры. А огромный Краббен выгнув волнами спину и «вскинув над волной плоскую странную морду» растворился в голубоватой дымке, стелющейся над океаном.

Теперь-то понятно, с чем столкнулись японские рыбаки в апреле 1977 года!..


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ