Российский писатель, автор фантастических, приключенческих, детективных, биографических и других произведений. Поэт, переводчик, публицист, составитель и редактор множества антологий и авторских книг (в разное время также редактировал ряд литературных журналов). Он является не только одним из самых титулованных писателей Западной Сибири, но и одним из самых плодовитых и разноплановых авторов (на его счету уже имеется около 80 изданий за полвека литературного труда). Печатался под псевдонимами: Геннадий Гончаров, Ю. Уткин, Николай Осянин, Михаил Тропинин, П. Генадьев.

Родился будущий писатель в селе Пировское Енисеевского района. Затем была череда родительских переездов – Абалаково, Маклаково, Енисейск, а в начале пятидесятых семья в итоге переехала в поселок Тайга (Кемеровская область) – крупную железнодорожную станцию на Транссибирской магистрали. «Шумно дышащие паровозы, восхищение перед бездонным ночным и морозным миром. Запах угольной крошки, клубы паровозного пара, звезды в ледяном небе и огни маневровых фонарей вдоль рельсовых путей казались мне чем-то врожденным, вечным... Тогда у меня было три мечты, и я знал, что они никогда не реализуются. Я мечтал заниматься наукой, потому что интересовался окаменелостями. Хотел написать несколько интересных книг и много путешествовать. Причем последнее было совсем неосуществимо: в нашем селе дорога только одна – в столярный цех, где я какое-то время и проработал... Возможностей развлечься было немного: скажем, войти в компанию местных хулиганов или читать книги». И худой высокий мальчишка читал книги, читал запоем, впитывая всю информацию, почерпнутую со страниц прочитанных проиведений. И, надо заметить, книги он читал отнюдь не только художественные. К примеру, в пятом классе проштудировал монографию Вильяма К. Грегори «Эволюция лица от рыбы до человека».

После окончания средней школы №2 работал недолгое время в Тайге кондуктором грузовых поездов, электросварщиком и плотником (в столярном цехе, где изготавливали стиральные доски). Осенью 1958-го приехал в Новосибирск и начал работать лаборантом в Институте геологии и геофизики СО АН СССР. «Это было в 1958 году, я приехал, чтобы работать в институте геологии. Никого здесь ещё не знал. В кармане у меня лежало письмо к известному сибирскому геологу Геннадию Львовичу Поспелову от академика Дмитрия Ивановича Щербакова. И вот когда я сошёл с поезда, была ночь, я прошёлся до коммунального моста, увидел невероятное количество огней, все они отражались в воде. Это было очень красиво! Я стоял и думал, куда же меня принесло, как выжить в таком огромном городе?! Здесь миллионы людей, как познакомиться хотя бы с кем-то?»

Окончил Томский государственный университет (геологический факультет). Участвовал в различных геологических и палеонтологических экспедициях (Урал, Кузбасс, Горная Шория, Якутия, Дальний Восток, Камчатка). Работал в Отделе палеонтологии и стратиграфии палеозоя Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии наук СССР (Новосибирск, 1959-1965), затем в лаборатории вулканологии Сахалинского комплексного научно-исследовательского института СО АН СССР (1965-1971, Южно-Сахалинск).

В начале 1962-го в Академгородке было организовано литературное объединение. Этому в какой-то степени поспособствовал крупнейший знаток железорудных месторождений Сибири геолог Геннадий Львович Поспелов. «Встречаясь с Геннадием Львовичем (а какое-то время я даже жил у него), я узнавал много интересного о литературных течениях начала века, особенно о футуристах и конструктивистах, с юности особенно близких сердцу Геннадия Львовича. Я остро чувствовал, что где-то рядом должны находиться и мои ровесники, воспринимающие мир, как я». Молодые, смелые и талантливые поэты собирались в небольшой комнате по средам, читали свои произведения, спорили, выступали с докладами. На одной из таких «сред» Геннадий Прашкевич и познакомился со своей будущей женой Лидией Киселевой, студенткой Новосибирского государственного университета.

Это уже было время политических послаблений – «оттепель», но бдительные чиновники все равно строго следили за «разбушевавшимися» поэтами. Так, например, в ноябре 1962 года в газете «За науку в Сибири» был напечатан доклад секретаря комитета комсомола Б. Мокроусова, который писал: «Так, сотрудник Института геологии и геофизики Прашкевич отказывается от социалистического реализма в пользу декаданса, оплевывает ряд советских поэтов». А в докладе секретаря парткома СО АН Г. С. Мигиренко на III-й партконференции СО АН СССР, 29 ноября 1962 года отмечалось: «В самопроизвольно возникшем и длительное время беспризорно существовавшем литературном объединении долгое время верховодил Прашкевич, без достаточного образования и политически совершенно незрелый, стремящийся противопоставить свои доморощенные взгляды социалистическому реализму».

В течение десяти лет (1973-1983) работал в Западно-Сибирском книжном издательстве, которое покинул после того, как его повесть «Великий Краббен» оказалась под цензурным запретом, и тридцатитысячный тираж сборника, куда она планировалась, был уничтожен по приказу Госкомиздата РСФСР (впрочем, большое количество книг попало на черный рынок и сохранилось). Кстати сказать, в 1968 году в Южно-Сахалинске по идеологическим причинам был также рассыпан набор первой его книги – сборника стихотворений «Звездопад» (единственный экземпляр сохранился у автора). Спустя почти полвека, в 2016 году, к 75-летию автора, в Омске была издана в электронном виде эта книга тиражом в... 1 электронный экземпляр!

«Первой книгой, которую я прочел от корки до корки, – вспоминал писатель, – была «Цыганочка» Сервантеса. Не «Коза-дереза», не «Конек-горбунок», не «Маша и три медведя», весь этот доисторический извращенный модернизм, а настоящая толстая солидная книга. Мне только что стукнуло четыре года, «Цыганочке» шло далеко не первое столетие. Разница должна была сказаться». Будущий писатель совершенно ничего не понял в книге, но решил, что книги такими и должны быть. Лишь когда в его руки из отцовской библиотеки попалась вторая книга – «Затерянный мир» Конан Дойля – его сознание «перевернулось». Приключенческий фантастический роман английского писателя произвел на мальчишку глубокое впечатление. Эта книга стала тем переключателем сознания, который вложил в сознание юного читателя идею сочинительства.

* * *

И заниматься литературой юный Геннадий Прашкевич начал очень активно: «В четыре года я сочинил стишок: «Чайки над морем летали». Ни чаек, ни моря я тогда не видел, но чувствовал себя приобщенным к прекрасному… В самом раннем детстве сам клеил какие-то самодельные «книжки» из газет и пытался записывать в них то, что смутно бродило в голове. Еще труднее поверить (но это так), что сюжеты таких повестей, как «Мир, в котором я дома» и «Разворованное чудо» вертелись в моей голове лет в 11-12. Наверное, слишком много читал».

Еще в школьные годы он завязал переписку с Георгием Гуревичем, Николаем Плавильщиковым и Иваном Ефремовым. Именно Ефремов стал первым рецензентом юного автора, прочтя несколько его первых произведений, написанных тогда же в школе. Но, как писал Прашкевич, именно Плавильщиков ввел его в литературу, читая его рукописи и приговаривая: «Пиши не как Немцов, пиши не как Охотников. Эти и писать не умеют, и науки не знают. Интересно пишет Л. Платов интересен Ефремов, но он часто бывает и скучным. Ты пиши как А. Толстой. Немцовых и Охотниковых много, а Алексей Толстой – один».

Будущему писателю на его жизненном пути удалось лично познакомиться со многими известными литераторами и учеными. Это и писатели-фантасты, и академики, и поэты. «Мне повезло быть знакомым и с Анной Андреевной Ахматовой. Когда у меня была трудная ситуация в жизни, она отправила в Новосибирск свою приятельницу, детскую писательницу Фриду Абрамовну Вигдорову, и та меня просто спасла». А с Аркадием Натановичем и Борисом Натановичем Стругацкими он дружил до последних их дней и был во многим им обязан.

Первая научно-фантастическая публикация у Прашкевича появилась в местной газете в 1957 году – сочиненный еще в седьмом классе фантастический рассказ «Остров Туманов». В центре сюжета – три геолога высаживаются на некий остров, всё время затянутый туманом, причём особого свойства: из всех лучей он пропускает только ультрафиолетовые. А в ультрафиолетовом свете весь мир кажется другим, у него другой цвет: всё светится ярко и необычно – камни, листья растений, графит карандаша.

Ободренный успехом молодой автор один за другим написал... три (!) научно-фантастических романа: «Под игом Атлантиды» (о восстании рабов на Пятом континенте), «Горная тайна» и «Contra mundum», тему к которым дали модные в то время дискуссии о снежном человеке и тайне Атлантиды. Эти еще во всех отношениях «сырые» романы также рецензировали Николай Плавильщиков и Иван Ефремов. И хотя они не были опубликованы, из этих набросков в будущем родились знакомые читателям повести и рассказы.

На вольные хлеба Геннадий Прашкевич ушел в 1984 году, став профессиональным писателем. В 1990-х возглавлял литературный журнал «Проза Сибири», который после нескольких лет прекратил свое существование. Являлся членом редколлегии журналов «Уральский следопыт» (Екатеринбург) и «День и ночь» (Красноярск). Член Союза писателей СССР (1982), Союза журналистов России (1974), Новосибирской городской общественной организации «Союз писателей России» (1992), Нью-Йоркского клуба русских писателей (1997), PEN-клуба (2002, единственный из отечественных фантастов). Вообще, после развала СССР писатель начал довольно часто получать награды и звания на различных фантастических конвентах и от разных организаций. На его счету уже более трех десятков жанровых и других премий, но «…все эти дипломы, грамоты, знаки отличия хранятся в большой красивой коробке у моей жены. Попытки что-либо выставить для друзей, хотя бы похвастаться – пресекаются. Все, кто бывал в моем доме, подтвердят».

Традиционно его считают писателем-фантастом, однако на полках магазинов его книги стоят и в рубриках «научно-популярная литература», «поэзия», «детективы», «проза», «мемуары», «исторические очерки». Его имя входит в рейтинги «Литературной газеты», «50 самых читаемых и продаваемых литературоведов и критиков», «50 ведущих писателей Сибирского федерального округа», «50 ведущих писателей-фантастов мира».

Геннадий Прашкевич – автор стихотворных, детективных и исторических произведений, очерков о поэтах и ученых, мемуаристики. Перевел с немецкого знаменитый роман Бруно Травена «Корабль мертвых», выпустил антологию болгарской лирики «Поэзия меридиана роз», а также перевел и издал книгу корейского поэта Ким Цын Сона (1918-1982), с которым писателя связывала многолетняя дружба. «Семь лет мы с женой и дочкой отдали Сахалину, это еще в бытность мою геологом. На острове жило много корейцев, и с одним из них, очень талантливым человеком, я был знаком. Ким Цын Сон редактировал газету на корейском языке и писал очень хорошие стихи. Однако после публикации, которую власти сочли антисоветской по духу, Ким Цын Сон был уволен с работы и закончил жизнь завхозом в районной столовой. Просто тихо, как свеча, сгорел… Мы с товарищем успели перевести его стихи (надо сказать, поэтом Ким Цын Сон был редкостным) и издали их в Южно-Сахалинске. Эта книга стихов уже второй раз переиздается в США».

В активе литератора шесть поэтических сборников: «Посвящения» (1992), «Спор с дьяволом» (1996), «Эхо в квадрате» (2004), «Большие снега» (2008), «Масштаб» (2011) и «Золотой дым» (2018). Стихотворения, включенные в них, многократно печатались в антологиях, журналах и газетах как нашей страны, так и за рубежом. Собственно с поэзии и началась его литературная карьера. Первая публикация Геннадия Прашкевича – стихотворение «Тёма Ветров» – было напечатано в газете «Тайгинский рабочий» в 1956 году. А шесть лет спустя его стихотворение «Мои товарищи» впервые появилоась на страницах центрального журнала «Смена» (Москва). Интересно, что сам автор давал себе слово издать за свою жизнь всего три книги стихов, т.к. это, по его мнению, для поэта вполне достаточно, но литературная судьба решила иначе. План уже им перевыполнен в два раза.

Немало произведений Геннадий Прашкевич опубликовал в соавторстве: с А. Чунихиным, Ю. Пранцкевичем, Алексеем Калугиным, Владимиром Свиньиным, В. Горбенко, Евгением Ёлкиным, В. Щегловым и др. А с предпринимателем и своим другом Александром Богданом он написал три остросюжетные книги «Противогазы для Саддама» (1998), «Человек Чубайса» (2000) и «Пятый сон Веры Павловны» (2001); в планах же дуэта было семь романов об Андрее Семине.

* * *

Спустя много лет Прашкевич напишет: «В некотором смысле пресловутая разносторонность моя вызвана была, оказывается, просто специфическими обстоятельствами. Первая книга уничтожена цензурой, стихи нигде не печатались… Что ж, я начал переводить... Летал в Болгарию, изучил язык, издал антологию болгарской поэзии в своих переводах… Однако, этого было мало. Я обратился к прозе. Несколько повестей составили мою магаданскую книгу «Люди Огненного кольца» (1977). А активное общение с научным миром привело к идеям фантастическим. Ну, а от фантастики к истории – путь недолог. Это ведь не проблема – сменить жанр, главное – остаться интересным для читателя…». И далее: «Я всю жизнь занимался тем, чем хотел заниматься. Конечно, это лишало меня некоторых удовольствий, а время от времени власти предержащие отлавливали меня как снежного человека, но это тоже шло в кайф. Михаил Петрович Михеев и Аркадий Натанович Стругацкий вовремя открыли мне главный секрет творческого человека: работать всегда, в любой ситуации. Тебя бьют, гоняют, не печатают, уничтожают тиражи твоих книг, а ты работай. Если изнасилование неизбежно, сами знаете...»

Писатель нередкий гость на различных конвентах фантастики, являлся членом жюри фестиваля «Белое пятно – 94», Всероссийской литературной «АБС-премии», возглавляемой Борисом Стругацким, Всероссийской литературной премии «Аэлита». Член жюри Литературной премии им. Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана. Еще с советского времени произведения Геннадия Прашкевича издавались в США, в Англии, в Германии, в Польше, в Болгарии, в Югославии, в Румынии, в Литве, в Узбекистане, в Казахстане, на Украине, во Франции в других странах. Да и сам автор немало поездил по миру, предпочитая Европе и Америке – азиатский континент.

Наверное, лучшей характеристики Г. Прашкевича как литератора могут послужить слова Б. Н. Стругацкого, написанные в 2008 году: «С кем сравнить Геннадия Прашкевича? Не с кем. Я бы рискнул добавить: со времен Ивана Антоновича Ефремова – не с кем. Иногда кажется, что он знает все, – и может тоже все. Исторический роман в лучших традициях Тынянова или Чапыгина? Может. Доказано. Антиутопию самого современного колёра и стиля? Пожалуйста. Вполне этнографический этюд о странном житье-бытье северных людей – легко, на одном дыхании и хоть сейчас для Параджанова. Палеонтологические какие-нибудь очерки? Без проблем! Фантастический детектив? Ради бога! (И отнести его в «Полдень», и там его оторвут с руками и пустят с колес в ближайший же номер…) Многообразен, многознающ, многоталантлив, многоопытен – с кем можно сравнить его сегодня? Не с кем! И не надо сравнивать, пустое это занятие, – надо просто читать его и перечитывать».

Писатель живет и работает в новосибирском Академгородке. Жена – Лидия Григорьевна Киселева – геофизик по специальности, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института геофизики СО РАН. Преподает на факультете журналистики Новосибирского государственного университета дисциплину «креативное письмо», где учит писать статьи, рецензии, очерки. Хобби Геннадия Мартовича – шахматы, филателия (ню и ископаемые животные). С октября 2004 по октябрь 2010 года работал главным редактором новосибирского книжного издательства «Свиньин и сыновья», с апреля 2008-го ведет ежемесячный семинар молодых писателей в Новосибирске и Литературный клуб при Доме ученых СО РАН. Идейный вдохновитель литературного сетевого портала «Белый мамонт».

Как-то в беседе с журналистом писатель рассказал о своих планах: «Во-первых, работа над биографией Жюля Верна. Договор уже заключен. Это мне близко, это доставляет мне удовольствие... И будущее прекрасно: Пржевальский, Станислав Лем, Иван Антонович Ефремов... Если издатели захотят. Ах, мне бы девять жизней!». И главное, эти планы успешно выполняются. Этому немало способствует давно установившийся распорядок дня писателя: вот уже лет двадцать каждый день он встает в пять утра и после неизменной чашки кофе работает до двенадцати дня. Эти шесть утренних часов и есть рабочая смена литератора, совокупность которых способствовала выходу немалого количества книг.

Кроме множества художественных, всего за три года (2012-2015) Г. М. Прашкевич выпустил пять биографических книг о классиках научно-фантастической литературы и жанра фэнтези. В 2014-м должна была выйти еще одна его книга – «Азбука вины», в которой были собраны крошечные эссе, фразы, воспоминания, миниатюры. Название книги неслучайно, автор убежден, что «писатель живет чувством вины – за все не сделанное им и сделанное». Тираж был напечатан издательством «Шико», но весь тираж «Азбуки вины» сгорел в ходе военных действий в Луганске. По этому поводу в том же году Геннадий Мартович в одном из своих интервью отметил: «В 1968 году цензура запретила мою первую книгу стихов, её рассыпали. В 1984 году власти запретили мою повесть «Великий Краббен». В этом году погибла книга на Украине. Что же, я должен каждый раз бросать любимое занятие? Да нет. Я лучше напишу новую книгу. А читатели у меня есть».

Но писатель продолжает свою творческую деятельность. И делает это очень активно. В соавторстве с Сергеем Соловьевым в 2018-2019 гг. написал две биографические книги об известных и очень противоречивых известных личностях – Бенито Муссолини и Стиве Джобсе. А в 2020 году в литературном журнале «Сибирские огни» у Геннадия Прашкевича недавно вышел роман «Гуманная педагогика» – книга, которая по собственному признанию автора ему очень дорога. Это не фантастика. Её главный герой – Всеволод Никанорович Иванов, один из учителей Геннадия Мартовича, человек с очень непростой судьбой, прошедшего путь от вице-директора колчаковского Русского бюро печати до советского писателя, долгая жизнь которого похлеще любого романа с самым закрученным сюжетом.

Своё 80-летие писатель встретил выходом двух новых книг, над которыми работал несколько последних лет – сборник произведений последних лет «Последний карантин» (2021) и публикация избранной переписки за полвека творческой деятельности «Портрет писателя в молодости» (2021). Еще один роман-воспоминание «Судовая роль (Собеседники)» был издан в 2024 году, где писатель рассказывает о своей жизни, предприняв попытку показать, как в течение долгих лет расширяется круг тех собеседников, которые помогают (или – мешают) активно работающему писателю формировать собственный взгляд на мир.

* * *

«Будущее всегда неопределённо. Как неопределённы звёзды, в известном смысле. Звёзды появляются к ночи и исчезают к утру. Они постоянно появляются и исчезают. Мы испытываем ужас и благоговение перед этой вечной музыкой сфер, перед бесконечностью времени. Бесконечного, никогда не кончающегося. Но мы ждём. Всегда ждём. Кого? Человека в тёмных очках? Чего? Подтверждения реальности? Не знаю. Но пробую дожить до двадцать восьмого года».

  • 1975 – приз журнала «Уральский следопыт» за повесть «Разворованное чудо»
  • 1994 – Премия «Аэлита» (за повесть «Спор с Дьяволом» и цикл «Записки промышленного шпиона» в целом)
  • 1999 – Новосибирская городская литературная премия им. Н. Г. Гарина-Михайловского
  • 2002 – номинация на Букеровскую премию за роман «Пятый сон Веры Павловны» / В соавт. с Александром Богданом
  • 2003 – Киевская общелитературная премия «Спираль веков» Первого международного конвента фантастики «КиевКон-2003»
  • 2003 – «АБС-премия» за статью «Малый бедекер по НФ»
  • 2003 – премия «Странник» в категории «Критика, публицистика» за статью «Малый бедекер по НФ»
  • 2003 – Премия «Бронзовая улитка» в категории «Критика, публицистика» за статью «Малый бедекер по НФ»
  • 2003 – приз читательских симпатий «Сигма-F» в категории «Публицистика» за статью «Малый бедекер по НФ»
  • 2003 – Новосибирская Областная (губернаторская) литературная премия
  • 2004 – премия «Портал» за роман «Кормчая книга»
  • 2004 – Премия «Бронзовая улитка» в категории «Средняя форма» за повесть «Белый мамонт»
  • 2004 – премия «Странник» в категории «Средняя форма» за повесть «Белый мамонт»
  • 2004 – орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи (Екатеринбург)
  • 2005 – премия «Большой Роскон»
  • 2005 – шуточное звание «Секс-символ отечественной фантастики», присвоенное дамами ассамблеи «Портал-2005»
  • 2005 – Премия «Бронзовая улитка» в категории «Средняя форма» за повесть «Территория греха»
  • 2006 – Литературная премия имени Ивана Ефремова за повесть «Подкидыш ада»
  • 2006 – премия «Филигрань» за повесть «Золотой миллиард»
  • 2007 – звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (Указ Президента России №1355)
  • 2007 – Премия «Бронзовая улитка» в категории «Средняя форма» за повесть «Русский струльдбруг»
  • 2007 – премия «Сибиряк года»
  • 2007 – премия «Звёздный Мост» в категории «Критика, публицистика и литературоведение» за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2007 – премия «Лунная радуга» за вклад в развитие фантастики и за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2008 – номинация на «АБС-премию» за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерн»
  • 2008 – Литературная премия имени Ивана Ефремова за повесть «Белый мамонт»
  • 2008 – Литературная премия имени Александра Беляева за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2008 – премия им. Ю. Тынянова за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2008 – премия Общества исследователей русской фантастики (фестиваль фантастики «Созвездие Аю-Даг») в номинации публицистика» за книгу-исследование «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерн»
  • 2008 – премия «Мраморный фавн» за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2008 – премия «Бронзовая улитка» за книгу «Красный сфинкс. История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна»
  • 2008 – премия «Полдень» в категории «Критика, публицистика» за цикл очерков
  • 2010 – номинация на конкурс «Русский Букер – 2010» за роман «Теория прогресса»
  • 2011 – премия «Меч Бастиона», вручаемая на литературно-практической конференции «Басткон»
  • 2011 – «АБС-премия» за книгу «Герберт Уэллс»
  • 2011 – 3-е место демократической премии фестиваля «Звездный Мост» в номинации «Критика, публицистика, литературоведение» за книгу «Герберт Уэллс».
  • 2011 – премия «Бронзовый Икар» в категории «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы»
  • 2012 – номинация на «АБС-премию» за книгу «Братья Стругацкие» (с Дмитрием Володихиным)
  • 2013 – номинация на Национальную литературную премию Ивана Петровича Белкина («автора» пушкинских повестей) за повесть «Упячка-25»
  • 2014 – номинация на премию Всероссийской премии им. Антона Дельвига за исторический цикл «Русская Гиперборея»
  • 2014 – номинация на «АБС-премию» книгу «Жюль Верн»
  • 2014 – Литературная премия имени Ивана Ефремова «за выдающуюся редакторскую, организаторскую и просветительскую работу в области фантастики»
  • 2016 – Премия имени В. Бугрова
  • 2016 – Почетная грамота от губернатора Новосиюирской области в связи с 75-летием
  • 2016 – Почетная грамота от мэра Новосибирска в связи с 75-летием
  • 2016 – «АБС-премия» за книгу «Станислав Лем» (с Владимиром Борисовым)
  • 2016 – литературная премия журнала «Сибирские огни» за повесть «Русский хор»
  • 2018 – лауреат 1-й степени III международного литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» в номинации «Проза сказочная»
  • 2021 – «АБС-премия» за повесть «Последний карантин»
  • 2021 – специальная премия «За вклад в развитие отечественной фантастики» на церемонии вручения премии «Новая фантастика»
  • 2022 – лауреат Всероссийского литературного фестиваля фантастики памяти Михаила Успенского (3-е место в номинации «Публицистика»)

    Романы

  • 1989 – Апрель жизни
    • То же: Под названием «Теория прогресса»
  • 1994 – Тайный брат
    • То же: Под названием «Пёс Господень»
  • 1995 – Стрела Аримана
  • 1998 – Бык в западне
    • То же: Под названием «Цветы для Чирика»
  • 1998 – Противогазы для Саддама / в соавт. с Александром Богданом
  • 1999 – Секретный дьяк, или Язык для потерпевших кораблекрушение
  • 2000 – Человек Чубайса / В соавт. с Александром Богданом
    • То же: Под названием «Человек Ч»
  • 2001 – Пятый сон Веры Павловны / в соавт. с Александром Богданом
  • 2002 – Царь-Ужас
    • То же: Под названием «Дэдо»
  • 2004 – Кормчая книга
  • 2007 – Деграданс / В соавт. с Алексеем Калугиным
  • 2009 – Escape from Paradise: Сентиментальный детектив / В соавт. с Евгением Любиным
  • 2020 – Гуманная педагогика
  • 2024 – Судовая роль (Собеседники)

    Сборники

  • 1968 – Звездопад (книга не вышла по идеологическим причинам)
  • 1977 – Люди Огненного Кольца
  • 1978 – Разворованное чудо
  • 1981 – Курильские повести
  • 1987 – Уроки географии
  • 1989 – Апрель жизни
  • 1989 – Пять костров ромбом
  • 1990 – Фальшивый подвиг: Записки промышленного шпиона
  • 1991 – Кот на дереве
  • 1992 – Собрание сочинений: Записки промышленного шпиона. Том 1
  • 1992 – Посвящения
  • 1994 – Шпион против алхимиков
  • 1996 – Шкатулка рыцаря
  • 1996 – Рыцарская наколка
  • 1996 – Спор с дьяволом
  • 1996 – Человек из крематория
  • 1997 – Бык
  • 1998 – По кличке Бык
  • 1998 – Противогазы для Саддама
  • 1998 – Скелет в шкафу
  • 2002 – Великий Краббен
  • 2002 – Разворованное чудо
  • 2003 – Шпион в юрском периоде
  • 2004 – Кормчая книга
  • 2004 – Эхо в квадрате / Вместе с Владимиром Бойковым, Владимиром Захаровым, Иваном Воробьевым
  • 2004 – Носорукий
  • 2005 – Золотой миллиард
  • 2006 – Дыша духами и туманами
  • 2006 – Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах
  • 2006 – Подкидыш ада
  • 2007 – На государевой службе
  • 2008 – Шкатулка рыцаря
  • 2008 – Большие снега
  • 2009 – Война за погоду
  • 2010 – Сендушные сказки
  • 2011 – Масштаб
  • 2011 – Третий экипаж
  • 2011 – Нет плохих вестей из Сиккима
  • 2012 – Русская Гиперборея
  • 2012 – Костры миров
  • 2014 – Записки промышленного шпиона
  • 2016 – Земля навылет
  • 2018 – Русский хор
  • 2018 – Золотой дым

    Повести

  • 1969 – Такое долгое возвращение
  • Курильский цикл:
    • 1972 – Двое на острове
      • То же: Под названием «Двое»
    • 1977 – Ильёв. Его возвращение
    • 1977 – Люди Огненного Кольца
    • 1977 – Мирис
    • 1980 – Мыс Марии
  • 1974 – Мир, в котором я дома
  • Цикл «Записки промышленного шпиона»:
    • 1974 – Шпион в юрском периоде
    • 1976 – Шпион против компьютера
    • 1978 – Итака – закрытый город
    • 1990 – Счастье по Колонду
    • 1990 – Ловля ветра. Шпион против алхимиков
    • 1993 – Спор с Дьяволом (Шпион против алхимиков-2)
    • 1994 – Человек из морга
    • 1994 – Приговоренный (Шпион против алхимиков-3)
    • 2015 – Пирамида Хэссопа
  • 1975 – Разворованное чудо
  • 1977 – Столярный цех
  • Дилогия «Великий Краббен»:
  • 1978 – Только человек
  • Дилогия «Сложная жизнь Кольки Зырянова, рассказанная им сами»
    • 1979 – Эти вечные, вечные вопросы…
    • 1984 – Гипсовые сады, каменные сияния…
  • 1979 – Школа гениев / В соавт. с В. Свиньиным
  • 1981 – Соавтор
  • 1982 – Ошибка Юры Дымочка
  • 1985 – Огород, или Уроки географии
  • 1985 – Костры миров
  • 1986 – Кот на дереве
    • То же: В значительно переработанном виде под названием «Реквием по червю»
  • 1987 – История одной оговорки
  • 1987 – Поворот к Раю
  • 1987 – Война за погоду – [Есть и фантастический вариант повести]
  • 1990 – Носорукий
    • То же: Под названием «Тайна подземного зверя»
  • 1991 – Демон Сократа
  • 1991 – Другой
    • То же: Под названием «Парадокс Каина»
  • 1992 – Анграв-VI
  • 1992 – Агент Алехин
  • 1993 – Возьми меня в Калькутте
  • 1994 – Черные альпинисты или Путешествие Михаила Тропинина на Курильские острова
  • 1994 – Сидение на Погыче (Первые сибиряки)
  • 1995 – Шкатулка рыцаря
  • 1996 – Подножье тьмы
  • 1996 – Бык
    • То же: По кличке Бык
  • 1996 – Иномарка с томскими номерами / Под псевд. Николай Осянин
  • 1998 – Скелет в шкафу
  • 2003 – Белый мамонт
  • 2004 – Тайна полярного князца
  • 2004 – Русская мечта
  • 2004 – Война за погоду – [Есть и реалистический вариант повести]
  • 2004 – Подкидыш ада
  • 2005 – Земля навылет (Последнее расследование майора Моро)
  • 2005 – Золотой миллиард
  • 2005 – Дыша духами и туманами...
  • 2005 – Мироздание по Петрову
  • 2006 – Русский струльдбруг
  • 2006 – Божественная комедия
  • 2007 – Румын сделал открытие
  • 2008 – Нет плохих вестей из Сиккима
  • 2009 – Другая история Вселенной
    • То же: Под названием «Доктор Микробус, или другая история Вселенной (главы из ненаписанного романа)»
  • 2010 – Юрьев день / В соавт. с Алексеем Гребенниковым
  • 2010 – После бала
    • То же: Под названием «Приведенные к эталону»
  • 2010 – Третий экипаж / В соавт. с Алексеем Гребенниковым
    • То же: Под названием «На борту «Уззы»
  • 2011 – Кафа (Закат Земли)
  • 2011 – Полярная сага / В соавт. с Алексеем Гребенниковым
  • 2012 – Упячка-25
  • 2012 – Предчувствие гражданской войны
  • 2014 – Иванов-48
  • 2014 – Сон в летнюю ночь
  • 2014 – Генератор времени / В соавт. с Алексеем Гребенниковом
  • 2015 – День работорговца
    • То же: Под названием «Пираты XXI века»
  • 2015 – ЗК-5
  • 2016 – Русский хор
  • 2016 – Кстати о Бабыргане / В соавт. с Алексеем Гребенниковым и Татьяной Сапрыкиной
    • То же: Под названием «Триба жаждет. Поэма»
  • 2017 – Хромой пастух
  • 2017 – Пенсеры и пенсы
  • 2018 – Выше ветра / В соавт. с Татьяной Сапрыкиной и Алексеем Гребенниковым
  • 2020 – Фермент вечности / В соавт. с Алексеем Гребенниковым
  • 2021 – За Кукушкиной рекой
  • 2021 – Последний карантин

    Рассказы

  • 1957 – Остров Туманов
  • 1958 – Первый шаг / В соавт. с А. Чунихиным
  • 1959 – Друзья / В соавт. с Ю. Пранцкевичем
  • 1971 – Снежное утро
    • То же: Под названием «Белое утро» – [Под псевдонимом Геннадий Гончаров]
  • 1974 – Я видел снежного человека
  • 1975 – XXII век. Сирены Летящей
  • 1977 – Человек, который был отцом Хама
  • 1980 – Роза с веснушками
  • 1988 – Виртуальный герой, или Закон всемирного давления
    • То же: Под названием «Виртуальный герой, или Бесконечное приключение»
  • 1988 – «На лугах, лугах зеленых…»
  • 1989 – Перепрыгнуть пропасть
  • 1990 – Счастье по Колонду
  • 1991 – Игрушки детства
  • 1991 – Туман в ботинке
    • То же: Под названием «Ту Ман Патинки»
  • 2002 – Вечный Лоцман
  • 2003 – Перстень на три желания
  • 2003 – Правда о последнем капустнике
    • То же: Под названием «Вся правда о последнем капустнике»
  • 2003 – Малый из яйца
  • 2004 – Ловушка охотника
    • То же: Под названием «Запах счастья»
  • 2004 – Хобот друга, или Письмо Владимиру Ларионову о странностях любви
  • 2012 – Плесень Бадамы
  • 2021 – «Хэмингуэй» с ружьём
    • То же: Под названием «Человек с ружьем»

    Биографические и публицистические книги

  • 1996 – Адское пламя
  • 2000 – Самые знаменитые ученые России
  • 2001 – Самые знаменитые поэты России
  • 2003 – На заре жизни: Берега Ангариды
  • 2005 – Дорога на карнавал. История жизни и любви художника
  • 2006 – Малый бедекер по НФ, или Книга о многих превосходных вещах
  • 2007 – Красный сфинкс: История русской фантастики: от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна
  • 2008 – Василий Головачев: Человек цели
  • 2010 – Герберт Уэллс
    • То же: Под названием «Перечитывая Уэллса»
    • То же: Дополненное издание под названием «Война миров. Герберт Джордж Уэллс (заново прочтённый)»
  • 2012 – Братья Стругацкие / В соавт. С. Д. Володихиным
  • 2013 – Жюль Верн
  • 2014 – Брэдбери
  • 2015 – Станислав Лем
  • 2015 – Толкин
    • То же: Под названием «Толкин: Дон с Бычьего брода»
  • 2018 – Муссолини: Цезарь фашистского Рима / В соавт. с Сергеем Соловьевым
  • 2019 – Стивен Джобс
  • 2021 – Портрет писателя в молодости

    Составитель, редактор

  • 1972 – Мы из страны Пионерия
  • 1973 – Улицы расскажут вам
  • 1974 – А. И. Кузьмина. Грамматика селькупского языка: Учебное пособие для студентов НГУ. Ч.1. Селькупы и их язык
  • 1974 – Рабочая честь смолоду
  • 1974 – Собеседник / В соавт. с Л. Белявской
  • 1975 – Собеседник. Вып.2 / В соавт. с Л. Белявской
  • 1976 – Новосибирск: Путеводитель-справочник
  • 1977 – Следы на земле: История Сибири в памятниках
  • 1977 – Собеседник. Вып.3 / В соавт. с Л. Белявской
  • 1979 – Собеседник. Вып.4 / В соавт. с Л. Белявской
  • 1980 – Собеседник. Вып.5 / В соавт. с Л. Белявской
  • 1980 – Дебют: Проза молодых
  • 1981 – Первые строки
  • 1982 – Виктор Колупаев. Зачем жил человек?
  • 1988 – Миров двух между
  • 1990 – Сергей Беляев. Властелин молний
  • 1990 – Помочь можно живым
  • 1999 – С. В. Гольдин. Стихи. Не формулы
  • 2003 – И золото листвы, и золото идей...
  • 2004 – Н. М. Закусина. У снега на краю
  • 2004 – Николай Плавильщиков. Недостающее звено
  • 2004 – Р. Л. Стивенсон, Л. Осборн. Несусветный багаж
  • 2005 – Д. П. Святополк-Мирский. История русской литературы: с древнейших времен по 1925 г.
  • 2005 – Борис Штерн. Второе июля четвертого года
  • 2005 – А. Бирюков. Жизнь на краю судьбы / Вместе с Т. А. Янушевич
  • 2006 – Знаменитые неизвестные
  • 2006 – Н. А. Игнатенко. Вариант судьбы
  • 2006 – Ольга Киевская. Два ангела
  • 2006 – В. Ф. Свиньин. Когда очерчен круг знакомств
  • 2006 – Цаньян Чжамцо. Слуху приятные строфы
  • 2007 – Воспоминания о Елизавете Стюарт / Вместе с В. Ф. Свиньиным
  • 2007 – От Донна до Одена
  • 2007 – Сталинские премии: две стороны одной медали / Вместе с Т. А. Янушевич
  • 2008 – В. Н. Бойков. По обе стороны глаз / Вместе с Т. А. Янушевич
  • 2008 – Т. Воронина. Игры богов
  • 2008 – В. Е. Захаров. Весь мир – провинция / Вместе с Т. А. Янушевич
  • 2008 – О. Киевская. Мышиный бархат верб
  • 2008 – Мифическая механика / В соавт. с Сергеем Неграшем
  • 2008 – О. Павлова. Дарьин сад
  • 2009 – Зеленое вино / Вместе с Т. А. Янушевич
  • 2009 – С. В. Гольдин. Стихи и формулы / Вместе с Л. Г. Киселевой
  • 2010 – Т. А. Янушевич. Коробка с пуговицами
  • 2014 – Куумба

    Фильмография и экранизации

  • 2018 – В поисках маяка – короткометражный фильм-интервью (11 мин., студенческая работа)
  • 2023 – «Рожденные в СССР»: Мир братьев Стругацких (Россия) – документальный фильм (участник беседы)

© Виталий Карацупа, 2011-2024
Под редакцией Геннадия Прашкевича

НАВЕРХ