Рассказ Филипа Фармера «Отец» (Father, 1955) посвящен казалось бы совершенно абстрактной, созданной воображением фантаста проблеме – искушению Церкви рецептом земного бессмертия. Повествование начинается на космическом корабле, где среди прочих присутствовали два священника – отец Джон Кэрмоди и епископ Андре:

«Отец Кэрмоди был полный коротышка лет сорока с тяжелой нижней челюстью, копной иссиня-черных немного вьющихся волос и голубыми слегка выпученными глазами. Левое веко его всегда было немного опущено, большой рот с толстыми губами подчеркивал остроту длинного носа. Он все время находился в движении, не останавливаясь ни на миг. Казалось, если он остановится, то взорвется от переполняющей его энергии; поэтому он за все хватался, суетился, повсюду суя свой нос, смеялся и болтал, вибрировал как огромный камертон.

Епископ Андре, стоявший рядом с ним, был таким огромным и спокойным, что выглядел столетним дубом, вокруг которого мельтешит белка-Кэрмоди. Его широкие плечи, мощный корпус, подтянутый живот, икры с играющими под кожей мускулами говорили об огромной силе, достигнутой путем долгих тренировок. Лицо его соответствовало телосложению: широкие скулы и грива соломенных волос. Глаза его были приятного золотисто-зеленого цвета, нос классически правильной формы, хотя при более тщательном рассмотрении мог показаться слишком тонким, рот с пухлыми красными губами, приподнятыми в углах. Епископ, так же как и отец Джон, был любимцем дам в епархии на Вайлденвули, но по иной причине. С отцом Джоном было приятно иметь дело. Он всех веселил, развлекал, в его устах любая проблема оказывалась забавным пустяком. Епископ же одним своим взглядом приводил дам в трепет. Он относился к тем священникам, которые, приняв обет безбрачия, принесли разочарование не в одно женское сердце. Но хуже всего было то, что Его Преосвященство знал об этом своем качестве и ненавидел его. Временами он бывал довольно резким и всегда соблюдал дистанцию между собой и прихожанками. Но ни одна женщина не могла долго держать на него обиду. Более того, ходили слухи, что своей стремительной карьерой в церковной иерархии он обязан закулисным хлопотам своих поклонниц. Не то чтобы он был недостоин столь высокого сана, но он получил его несколько ранее, чем можно было ожидать».

На корабле были и другие персонажи, например, парочка влюбленных – Кейт Леджин и Пит Мастерс, сбежавшие от своих родителей, чтобы жить вместе. Но проблема состояла в том, что они не просто сбежали, а еще и украли у отца Кейт некоторую сумму денег. Кейт была дочерью богатого скорняка с планеты Вайлденвули, а Пит – сыном бедного «железного дровосека», одного из закованных в броню лесорубов, уходивших глубоко в леса, полные неизвестных опасностей, в поисках редко встречающегося «дерева желаний». Так получилось, что они влюбились друг в друга. В этом деле парочке помогала тетя Кейт, которая ненавидела своего брата и обожала сентиментальные романы.

Еще одна пассажирка – мисссис Рэкка, крупная блондинка, которую, однако, портили двойной подбородок и темные круги под глазами. Причина такого внешнего вида была очевидна - полупустая бутылочка бурбона, которая вечно сопровождала ее:

До какого-то момента полет проходил нормально, но внезапно корабль по какой-то причине вышел из гиперпространства и оказался вблизи странной планеты под названием «Прорва». Среди пилотов об этой планете ходили самые мрачные слухи. Корабль «Хойл», приземлившийся на Прорве, словно в воду канул. Корабль «Приам», расследующий его исчезновение, не смог подобраться к Прорве ближе, чем на пятьдесят километров, потому что у него отказали все планетарные двигатели. Крейсер «Токио» попытался прорваться к планете, выключив двигатель, и спасся лишь благодаря тому, что по инерции вылетел из пятидесятикилометровой зоны. При этом он сильно обгорел, проходя через стратосферу планеты. Капитан Билл Ту все это знал, тем не менее, ему ничего не осталось делать, как сообщить пассажирам о вынужденной посадке на планете Прорва. Как оказалось позже, это вовсе не было случайностью – двигатель, обеспечивающий перемещение в гиперпространстве, был выведен из строя злонамеренно, именно для того, чтобы корабль сел на Прорве.

После приземления оказалось, что ничего страшного в Прорве нет – планета была прекрасно приспособлена для жизни и походила на земной рай. По климату она напоминала западное побережье Северной Америки в мае. Растительность и животный мир были очень похожи на то, что имело место на Земле. Деревья просто ломились от крупных и вкусных плодов. Все они выглядели как на выставке, хотя при этом не было обнаружено никаких следов цивилизации.

Вместе с тем, при попытках разобраться, что это за чудесный мир, возникли сложности. Бывший дровосек Пит Мастерс срезал при помощи электропилы множество деревьев и обнаружил, что всем деревьям всего лишь по десять тысяч лет. Кроме того, срезы были идеальными – без всяких узлов и червоточин. Корабельному врачу Чандра Блейку удалось подстрелить несколько животных: зеброподобное существо, волка с продолговатой мордой цвета меди, желтую ворону с красным гребешком и похожего на кенгуру животного. Обнаружилось, что все они – самки. Самцов в этом мире, похоже, не было в принципе. Анализ костей животных показал, что их возраст совпадал с возрастом деревьев и составлял примерно те же десять тысяч лет.

Были и другие странные детали, на этот раз в отношениях между видами, – похожие на тигров и леопардов существа вели себя по меньшей мере странно. Они не преследовали своих жертв, а просто подходили к стаду антилоп и выбирали понравившийся экземпляр, причем последний вообще не проявлял какого-либо желания сбежать от хищника. Когда большой хищник насыщался и уходил, появлялись маленькие пожиратели падали – желтые вороны и пестрые лисицы. Они начисто обгладывали кости. При этом кости не оставались белеть на солнце. Вскоре появлялись черные обезьяны с мрачной физиономией гробовщиков, они забирали кости и запихивали их в дупло ближайшего дерева. Замечу, что эти дупла в деревьях не были признаком болезни, напротив, деревья были задуманы именно такими. Из-за содержащегося в дупле желе пассажиры корабля назвали такие деревья желейными. Они представляли собой устройства, в которых воскрешались убитые или умершие животные.

Итак, перед ними был рай земной на отдельно взятой планете Прорва. Но у рая должен был быть хозяин, и Он в конце концов объявился. Его рост превышал два с половиной метра. Двигался Он с таким достоинством и величием, что, казалось, земля почтительно расстилается перед ним. Это был обнаженный, очень крупный мужчина с длинной рыжей бородой. Его глаза, как у внезапно ожившей гранитной статуи бога, были настолько ужасны, что в их глубину было невозможно взглянуть. Его зубы имели розовый цвет. «Приветствую вас, дети мои!» – прогрохотал Он, и все животные склонили перед ним свои головы.

Отец был не просто хозяином этого мира, но и блюстителем нравственности. По Его велению дикие животные попытались напасть на парочку влюбленных – Пита и Кейт, собравшихся заняться любовью. Некоторых землян Он излечил от вредных привычек. Так, у миссис Рэкки совсем пропало влечение к алкоголю, также как и желание курить у отца Джона Кэрмоди. Отец познакомился с землянами и показал епископу Андре и отцу Джону, как происходит воскрешение убитых животных. Более того, Он позволил священникам пережить то, что испытывают животные при воскрешении, и это было самое глубокое переживание в их жизни.

Но не все было так гладко в поведении этого самого Отца. Как уже говорилось выше, на Прорве еще раньше приземлился корабль «Хойл», и его пассажирка предпочла покончить жизнь самоубийством – она соорудила погребальный костер, с тем чтобы от нее не осталось костей, из которых ее могли бы насильственно воскресить в дупле желейного дерева. Стоило также задуматься над тем, что Отец не жаждал оставаться хозяином этого мира. Он сообщил, что хотел бы перешагнуть пределы мирка Прорвы в Сообщество Цивилизаций. Этот вопрос требовал детального обсуждения. Решение должно было быть принято в результате теологического диспута между отцом Джоном Кэрмоди и епископом Андре. Судьей диспута стал капитан корабля Билл Ту.

Три человека вошли в каюту епископа и заняли свои места за круглым столом. Все собравшиеся были в черных мантиях. Когда Андре прочитал вступительную ритуальную молитву, участники диспута надели маски основателя ордена – Святого Джейруса. На мгновение в комнате воцарилась тишина, пока они глядели друг на друга из-под одинаковых масок, обеспечивающих анонимность. Маска представляла собой негроидное лицо с темной кожей, курчавыми волосами, плоским носом и толстыми губами – лицо жителя Западной Африки. Создатель маски также умудрился придать ей легендарную мягкость и благородство души, присущие основателю ордена Джейрусу Кбвака.

Позиции отца Джона Кэрмоди и епископа Андре кардинально различались. Отец Джон пришел к выводу, что Отец является представителем цивилизации, далеко превосходящей человеческую. Эта цивилизация была способна создавать желейные деревья и воскрешать умерших. При этом Отец как бы питался электромагнитными волнами, испускаемыми во время процедуры воскрешения, и потому почти все время находился в состоянии блаженства и экстаза. Отец пробыл на Прорве многие тысячи лет, и это, похоже, было причиной того, что он возомнил о себе как о Боге.

Епископ Андре не отрицал того, что технология воскрешения не носит духовной природы. Скорее всего, она в самом деле была результатом достижений продвинутой науки некоей цивилизации. Тем не менее, епископ полагал, что технологию воскрешения нужно передать Церкви. Благодаря этому она могла бы обрести желанный контроль над людьми, стать сильнее и привлечь большее число людей в свое лоно.

Капитан Ту положил свои большие костлявые руки на стол и сообщил, что как Арбитр и судья он согласен с антитезой. Он снял маску. Остальные, словно нехотя расставаясь с анонимностью и возможностью не брать на себя ответственность, медленно последовали его примеру. Злобно глядя друг на друга, они не обращали внимания на громкое покашливание капитана. Вместе с масками с их лиц исчезло выражение братской любви. В результате земляне приняли решение не способствовать миссии Отца, и думается, их вердикт основывался на вполне внятных соображениях, изложенных отцом Джоном Кэрмоди. Отец, узнав о решении землян, медленно пошел в сторону созданного Им леса.


© Из статьи Вячеслава Алексеева
«Иисус на Марсе: религия в творчестве фантаста Филипа Фармера»

НАВЕРХ