Книге профессора И. А. Ефремова «Дорога ветров» (1956) предшествовала статья «По следам гигантских ящеров» («Вокруг света», 1948, №1), в которой он рассказывал о палеонтологической экспедиции, проводимой в Монголии осенью 1946 года.
«В 1946 году Академия наук СССР отправила в Монгольскую народную республику первую палеонтологическую экспедицию. Научным руководителем экспедиции был заслуженный деятель науки проф. Ю. А. Орлов, старшим сотрудником – проф. В. П. Громов, начальником раскопочного отряда Я. М. Эглон. Начальником экспедиции был назначен я…
Советская палеонтологическая экспедиция должна была осмотреть те районы полупустыни Гоби, где встречаются кладбища ископаемых животных. Нужно было найти и исследовать такие местонахождения, которые бы убедительно доказали, как богата Монголия остатками ископаемых животных. Только так те скопления остатков могли бы оправдать высокой научной ценностью своих материалов трудность их добычи в пустынных районах, удаленных от городов на тысячи километров».
«Дорога ветров» имеет подзаголовок «Гобийские заметки», что отражает сюжетный стиль этой документальной книги. В ней не только подробно рассказан весь путь по пустыне, горам и холмам Гоби, найденные кости и целые скелеты динозавров, но и многочисленные встречи с простыми людьми, перипетии трудного похода по жаркой днем и морозной ночью безлюдной местности, занимающей большую часть Монгольской Народной Республики.
* * *
Первая Монгольская экспедиция продолжалась с 10 августа 1946-го до начала января 1947 года, в результате чего в долине Нэмэгэту было найдено крупное кладбище динозавров. Она приступила к полевым работам 1 сентября 1946 года и закончила их к 4 ноября. До 16 ноября продолжалась ликвидация периферийных баз, после чего одновременно с перевозкой коллекций и снаряжения к железной дороге, за границу СССР, шли работы по организации палеонтологического отдела Музея МНР, закончившиеся 25 декабря 1946 года. 7 января 1947 года последняя партия экспедиции покинула Улан-Батор, 20-го экспедиция прибыла в Москву, а коллекции и машины прибыли 20 февраля.
Состав:
- Начальник экспедиции: Иван Антонович Ефремов – профессор, заведующий отделом древних позвоночных Палеонтологического института
- Заместитель начальника экспедиции: Константин Константинович Флеров – профессор, заведующий Палеонтологическим музеем АН СССР, художник-анималист
- Научный руководитель (консультант): Юрий Александрович Орлов – профессор, директор Палеонтологического института
- Старшие научные сотрудники:
- Аполлон Алексеевич Кирпичников – кандидат биологических наук
- Валерьян Иннокентьевич Громов – профессор Геологического института
- Начальник раскопочного отряда: Ян Мартынович Эглон – научный сотрудник Палеонтологического института
- Заведующий препараторской лабораторией: Мария Федоровна Лукьянова – препаратор Палеонтологического института
- Шоферы экспедиционной автобазы АН СССР:
- Василий Иванович Андросов – бригадир (трехосный 3-х тонный «Студебеккер» по прозвищу «Дракон»)
- Василий Иванович Пронин («полуторка» ГАЗ-АА по прозвищу «Дзерен»)
- Е. Г. Андреев («полуторка» ГАЗ-АА по прозвищу «Смерч»)
- Переводчик: Бутачи Лубсан-Данзан – геолог Комитета наук МНР
- Повар: Иван Николаевич Никитин
- Рабочие постоянного состава: И. И. Никитин, П. И. Евсеев, Иван Н. Сизов, А. П. Иванов, Илья Н. Жилкин
- Проводники: Цевен и Цедендамба
* * *
Эта экспедиция была по большей части лишь разведкой, а привезенные ею в СССР 70 тонн коллекций позволили руководству Академии наук СССР поднять вопрос о постановке более длительных работ с большим размахом. И в 1947 году в Монголию отправилась вторая, уже более представительная и оснащенная, экспедиция. Она проработала в МНР около года – с декабря 1947-го по октябрь 1948 года.
Состав:
- Начальник экспедиции: Иван Антонович Ефремов – профессор, заведующий отделом древних позвоночных Палеонтологического института
- Заместитель начальника экспедиции по научной части: Анатолий Константинович Рождественский
- Начальник раскопочного отдела: Ян Мартынович Эглон – научный сотрудник Палеонтологического института
- Старший препаратор: Мария Федоровна Лукьянова – препаратор Палеонтологического института
- Препараторы: Владимир Алексеевич Пресняков, Иван Михайлович Александров
- Помощник начальника по хозяйственной части: Николай Абрамович Шкилев
- Начальник разведочного отряда: Нестор Иванович Новожилов
- Младший научный сотрудник: Евгений Александрович Малеев
- Научный консультант: Юрий Александрович Орлов – профессор, директор Палеонтологического института
- Шоферы:
- Василий Иванович Пронин – бригадир (ЗИС-5 по прозвищу «Дзерен»)
- Тимофей Гаврилович Безбородов (трехосный 3-х тонный «Студебеккер» по прозвищу «Дракон»)
- Николай Петрович Вылежанин (ЗИС-5 по прозвищу «Волк»)
- Иван Иванович Лихачев (ЗИС-5 по прозвищу «Тарбаган»)
- Павел Яковлевич Петрунин (ЗИС-5 по прозвищу «Кулан»)
- Иван Михайлович Александров (ГАЗ-67 по прозвищу «Козел»)
- Переводчики от комитета наук МНР: Очир и Намнан-Дорж
- Повар-китаец: Ван Фун-Ду («дядя Андрей»)
- Рабочие: Илья Н. Жилкин, Иван Н. Сезов, Николай А. Брилев, Иннокентий С. Сидоров, Николай Баранов, Петр Афанасьевич Игнатов, Н. З. Корнилов, Якубович и несколько монголов
Главная задача второй монгольской экспедиции – изучение отложений эоцена с остатками наземных млекопитающих, которые почти неизвестны нга территории Советского Союза. Более конкретно – раскопки самого крупного местонахождения динозавров – Нэмэгэту, открытого работами 1946 г., а также извлечение скелета рогатого динозавра из местонахождения Баин-Ширэ, в Восточной Гоби, обнаруженного первой экспедицией. Помимо этого, должны были продолжаться поиски новых местонахождений и их изучение в районах дальше к западу от Нэмэгэту, в наиболее труднодоступных и безводных впадинах Заалтайской Гоби, а также в большой котловине Дагшигуин-шубуту, к северу от аймачного центра Южной Гоби – Далан-Дзадагада.
Общая численность состава экспедиции в разное время доходила до 35 человек и даже более, считая с рабочими и другим вспомогательным персоналом. Автоколонна экспедиции состояла из пяти трехтонных автомашин и одной легковой ГАЗ-67. Она была гораздо лучше оснащена автотранспортом и большим запасом горючего, а также инструментами и материалами, необходимыми для извлечения и перевозки каменных монолитов и отдельных находок. Её итогом было около 70 тонн привезенных в СССР первоклассных научных материалов.
* * *
Ефремов начал готовиться к полевым работам третьей монгольской экспедиции в Улан-Баторе с мая 1949 года. Состав был почти тот же, что годом ранее. Из новых сотрудников были только препаратор И. А. Дурненков, кинооператор Николай Львович Прозоровский и рабочие Никита Петрунин, Александр Осипов и Юрий Борисов. Из техники – добавились еще один автомобиль марки «ГАЗ-АА», получивший прозвище «Олгой-Хорхой». Когда начались полевые работы, экспедиция была разделена на две группы, в начале июня выступила первая, которой руководил А. К. Рождественский, а 21 июня вторая под руководством И. А. Ефремова. Экспедиция продолжила работы по извлечению скелетов динозавров в местонахождении, названном «Могила дракона», в Нэмэгэту. Работы проводились в течение 3-4 месяцев и группы прибыли в Улан-Батор 22 сентября 1949 года. И лишь в ноябре, завершив в Улан-Баторе все дела, вернулся в Москву Ефремов.