Рассказ Ивана Ефремова «Алмазная труба» (1945) переносит читателя в глухую тайгу на север Красноярского края, где Эвенкийская геологическая экспедиция под руководством Чурилина ищет доказательства гипотезы их руководителя, профессора Сергея Яковлевича Ивашенцева, о больших залежей алмазов в этих местах. А зиждилась гипотеза всего лишь на одном-единственном образце породы с многочисленными вкраплениями красного граната, на которой стояла надпись: «Река Мойеро, южный склон Анаонских гор, экспедиция Толмачева, 1915». Автор очень правдиво и не менее захватывающе показывает нелегкий, а подчас и опасный, труд геологов, которые неделями и месяцами пропадают вдали от цивилизации, выполняя разведку недр нашей земли.
Профессор Ивашенцев под давлением руководства, отправил Чурилину на ближайшую базу (а это 300 км.) телеграмму о свертывании экспедиции вследствие отсутствия результатов. Но Чурилин, узнав о тексте телеграммы, решил еще некоторое время на свой страх и риск продолжить разведку. И в итоге ему сопутствовала удача. В верховьях реки Мойеро он со своим напарником Султановым все же нашел алмазоносную породу, в которой находились кристаллу очень высокой пробы – не хуже южноафриканских. Да и само месторождение по первой оценке должно было быть очень крупным. Когда же Ивашенцев получил от Чурилина телеграмму с коротким текстом: «Все, что искали, найдено, возвращаемся самолетом, здоровы. Чурилин, Султанов», он встал и низко поклонился этому телеграфному бланку...
Этот по своей сути приключенческий рассказ, тем не менее, содержал в себе элемент фантастики. Ведь автор предположил и с помощью своих героев, нашел первое в СССР месторождении алмазов. В реальности же, девять лет спустя, 21 августа 1954 года, всего на 300 километрах южнее описываемых в рассказе мест, было открыто первое якутское месторождение алмазов, кимберлитовая трубка «Зарница». К слову, ее обнаружили также два человека, как и в рассказе Ивана Ефремова.