- То же: Под названием «Дены-Дерь (Румб второй)»
- То же: Под названием «Тайна Горного озера»
- То же: Под названием «Тайна горного озера»
В первом опубликованном рассказе Ивана Ефремова «Тайна горного озера» (1944) герой – инженер по профессии – исследуя в Центральном Алтае верховья реки Катуни в поисках залежей золота, параллельно выполнял и другие задания, как например, осмотр месторождения превосходного асбеста и др.
И во время одного из таких походов Владимир Евгеньевич знакомится с местным художником Чоросовым – местной знаменитостью, картины которого выставлены в музеях Томска и Бийска. Он жил в одной из алтайских деревень и рисовал прекрасные пейзажи, один из которых под названием «Дены-Дерь» («Озеро Горных Духов») находится в одном из сибирских музеев. Это большое полотно неизменно привлекает к себе внимание посетителей.
«Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьётся шарф розовых облаков. Левый край долины – трога – составляет гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Только редкие палевые полосы обозначают скалистые кручи. Гора стоит на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускаются к дальнему концу озера».
Инженер заинтересовался этим озером и, судя по рассказам Чоросова, оно существует на самом деле, но окружено таинственностью. Озеро находится в таком месте, что его не срзу и найдешь, да еще у местного населения считается смертельно опасным. Немало людей погибло, которые побывали в этом красивейшем месте.
Лишь через несколько лет, уже после смерти старого художника, который также заболел после посещения этого озера, где он и нарисовал серию пейзажей, ставшими затем великолепной картиной, инженер вновь отправился в те места. Но теперь-то он уже знал страшную тайну Озера Горных Духов. И заключалась она в том, что в этом месте находится огромное месторождение ртути, пары которой не только играли всеми красками на солнце и создавали восхитительные пейзажи, но и были смертельными для находящихся у озера.
* * *
«В художнике Чоросове легко угадывается его прототип – алтаец Григорий Чорос-Гуркин, ученик великого И. И. Шишкина, с которым Иван Ефремов познакомился в 1930-х годах. А картина «Озеро Горных Духов», которую подробно описал в своем рассказе писатель, действительно существует. Удивительно красивая картина с необычной цветовой гаммой была написана в 1910 году. Автор картины в каталоге художественной выставки 1910 года так описал свою работу: «Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неоскверненное: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником – снегом, льдом и туманами». Где в настоящее время находится оригинал картины неизвестно. Существует несколько авторских ее копий, одна из них находится в Иркутском художественном музее» (http://noogen.narod.ru/iefremov/choros-gurkin.htm).