|
|
|
|
Военный и государственный деятель, летчик-испытатель, генерал-полковник авиации, автор художественной и мемуарной литературы. Родился
на блок-посту Тарышита около станции Татарская Омской области (ныне татарский район Новосибирской области), в семье путевого ремонтного
рабочего, много раз переезжал с семьей на новое место жительство. В 9 лет остался сиротой, бродяжничал, воспитывался в интернате, с 1921
года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. Поступил в Омский железнодорожный техникум, но вскоре бросил учебу и в
1926 году поступил в Ленинградскую летную школу, из которой затем – в 1928 году – перевелся в Качинскую военную авиационную школу летчиков.
С 1934-го учился в Военно-воздушной академии им. Профессора Н. Е. Жуковского на инженерном факультете.
С 1931 года – летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым 20-22 июля 1936 года в
качестве второго пилота совершил беспосадочный перелёт на самолете «АНТ-25» из Москвы на Дальний Восток (остров Удд); 18-20 июня 1937 г.
перелёт из Москвы через Северный полюс в Ванкувер (штат Вашингтон, США). В том же 1936 году ему присвоили Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и приняли в члены КПСС. Байдуков стал одним из героев советской пропаганды, и его имя было использовано для
доказательства превосходства советского строя перед буржуазным.
В 1940 г. окончил Академию Генерального штаба. Во время советско-финской войны командовал авиаполком. В период Великой отечественной войны
– командир авиационной дивизии и авиакорпуса, командующий ВВС 4-й ударной армии. В 1947-49 гг. начальник Главного управления Гражданского
воздушного флота. Окончил Военную академию Генштаба (1951). С 1952 работал в Министерстве обороны СССР. Генерал-полковник авиации (1961),
депутат Верховного Совета СССР (1937-46), лауреат Государственной премии СССР (1970). Член Союза писателей. Кавалер наибольшего количества
орденов СССР (22 ордена). С 1988 года ушел в отставку, жил в Москве, скончался 28 декабря 1994 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Байдукова названы улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке, а остров Лангр в Охотском море переименован в остров Байдукова.
Печататься начал в 1936 году, посещая литобъединение, которым руководил поэт В. Уткин. Автор мемуаров «Наш полёт в Америку» (1937),
«Записки пилота» (1937), «О Чкалове» (1939). «Первые перелёты через Ледовитый океан» (1977), «Рассказы разных лет» (1983) и «Чкалов» (1991).
Несколько сочинений имеет отношение и к научной фантастике, а именно три рассказа, написанных в «ура-патриотическом духе» о будущей войне.
В произведении Г. Байдукова «Разгром фашистской эскадры» (где автор всего лишь пропагандируется полуфантастический дизельный
бомбардировщик) прослеживался пропагандистский дух кинофильма «Если завтра война» и книги Н. Шпанова «Первый удар. Повесть о будущей войне».
В рассказе показан ответный удар Красной Армии на военную провокацию фашистов: армады краснозвездных воздушных крейсеров наносят
бомбовые и торпедные удары по сухопутным и морским силам врага. Далее вступает в дело артиллерия, а затем Красная Армия победным маршем
заканчивает операцию с деморализованным и разбитым врагом. Интересен финал сюжета: по телефону говорит комкор Иванов: «Здравствуйте,
Климент Ефремович! Нет... В сводках никакой фантастики... Наоборот, я сознательно преуменьшил... Пленных? Много, очень много... Трофеи? Я боюсь,
вы не поверите, Климент Ефремович. Да мы сами не верим... Потери незначительные...»
В данном произведении речь шла об оборонительной войне. Но ровно через год прославленному летчику война видится уже в ином свете. В огромной
статье о будущей войне Байдуков даже не упоминает об обороне. Вот как он описывает желанную войну: «Какое счастье и радость будут выражать
взоры тех, кто тут в Кремлевском дворце примет последнюю республику в братство народов всего мира! Я ясно представляю: бомбардировщики,
разрушающие заводы, железнодорожные узлы, мосты, склады и позиции противника; штурмовики, атакующие ливнем огня колонны войск,
артиллерийские позиции; десантные корабли, высаживающие свои дивизии в глубине расположения противника. Могучий и грозный воздушный флот
Страны Советов вместе с пехотой, артиллеристами, танкистами свято выполнит свой долг и поможет угнетенным народам избавиться от палачей»
(Правда. 1940, 18 августа).
Вскоре после «Разгрома фашистской эскадры» в газете «Правда» появляется очерк-фантазия о будущей войне «Последний прорыв», в котором
действует тот же герой – Снегов. На этот раз действие перенесено «на второй месяц войны с фашистскими хищниками». Экипаж Снегова, которому
было приказано разрушить главный узел обороны противника, углубился на 950 километров к западу, прижав врага к его последним укреплениям.
А добили врага загруженным взрывчаткой трофейным бомбардировщиком, оснащенным аппаратурой автоматического дистанционного управления.
Гремит чудовищный взрыв, возвестивший о начале наземного штурма. Мимо Снегова «двигаются бесконечные резервы тяжелых танков,
механизированных орудий, пехоты. Вверху проносятся эскадрильи боевых самолетов. Земля и воздух содрогаются от могучей силы, устремляющейся
в прорыв последней полосы укреплений фашистов».
В июне 1939 года Байдуков вместе с литератором Д. Тарасовым завершает сценарий «Разгром фашистской эскадры», в основу которого были
положены сюжеты обоих очерков. Его фрагменты были опубликованы в августе того же года за несколько дней до визита Риббентропа в Москву и
потому после подписания советско-германского договора о ненападении сценарий был переименован в «Разгром вражеской эскадры». Сценарий
попал в тематический план кинопроизводства на 1940-1941 гг. Его экранизация была доверена А. Птушко и к участию в работе над фильмом были
приглашены военные консультанты Наркомата обороны и Военно-морского флота по разным родам оружия. Съемки шли полным ходом на
черноморском побережье, но в декабре 1940-го «Разгром вражеской эскадры» был неожиданно снят с производства «из-за низкого качества
материала и устаревшего сценария». Когда началась Великая Отечественная война, руководство «Мосфильма» поручило А. Птушко возобновить
работу над картиной и выпустить ее не позднее 1 сентября 1941 года, однако этот проект так и не был завершен.
Отдельные издания
- Через два полюса. 19.. год: [Рассказ]. – Ростов н/Д: Ростиздат, 1938. – 16 с. 20 коп. 20 000 экз.
- Разгром фашистской эскадры: Фантазия о будущей войне. – Ростов н/Д: Ростиздат, 1938. – 16 с. 30 коп. 24 000 экз.
- Разгром вражеской эскадры: Фантастические повесть и рассказ / Обложка Б. Покровского. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2013. – 72 с. – (Фантастический раритет, вып. 200). 1 200 экз. (с.о.) – подписано к печати 07.07.2013 г.
- Через два полюса: Рассказ – с.5-16
- Разгром вражеской эскадры: Сценарий оборонного фильма / В соавт. с Д. Тарасовым – с.17-70
Публикации в периодике и сборниках
- Через два полюса. 19.. год // Правда, 1937, 18 августа – с.
- Разгром фашистской эскадры: Фантазия о будущей войне // Правда, 1938, 19 августа – с.
- То же: [Рассказ] // Знамя пионера (Хабаровск), 1938, №№ 83-85, 87
- То же: [Рассказ] // Если завтра война: Книга первая. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2014 – с.118-131
- Последний прорыв: Эпизод из войны будущего // Правда, 1938, 6 ноября – с.
- Разгром фашистской эскадры: [Отрывок из киносценария] / В соавт. с Д. Тарасовым // Московский большевик, 1939, 18 августа – с.
- Разгром вражеской эскадры: Киносценарий / В соавт. с Д. Тарасовым // Сценарии оборонных фильмов. – М.: Госкиноиздат, 1940 – с.3-37
Публицистика
- Полеты через Северный полюс // Детская энциклопедия в 10 томах: Том 1. – Земля. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958 – с.463-470
- То же: Детская энциклопедия в 10 томах: Том 1. – Земля. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958 – с.463-470
Публикации других жанров
- Я видел Сталина: Из дневника: [Рассказ] // Рассказы о Сталине. – М.-Л.: Издательство детской литературы, 1939 – с.70-76
Творчество автора
© Виталий Карацупа, 2008-2014
В составлении библиографи использованы также материалы
сайта «Советская библиография»,
созданного В. Г. Вельчинским
|
|
|