 |
|
 |
 |
В романе Ганса Доминика «Пожар Хеопсовой пирамиды» (Der Brand der Cheopspyramide, 1926) автор в который раз строит сюжет
на новом неисчерпаемом источнике энергии: на этот раз с использованием атомного распада (за 18 лет до первого ядерного взрыва). И будущее
противостояние Востока и Запада в освоении нового вида энергии, в итоге концентрируется в поединке между человечеством и технологиями, достигая
своей высшей точки именно на острие пирамиды Хеопса.
© Виталий Карацупа, 2017
Действие романа происходит в неопределённом будущем, когда Мавританская империя завоевала Иберийский полуостров и мавры правят Испанией.
«Разрешена проблема атомной энергии», но как именно – знает только великий изобретатель Илья Монтгомери. После его внезапной смерти тайну
пытаются разгадать английские учёные, на заводах Риггерса в Берлине также пытаются решить проблему. А ещё есть на свете Фридрих Эйзенеккер –
изобретатель от бога, золото (к примеру) он запросто делает…
Научно-техническая «наивность» автора даже для того времени потрясающа, ведь «великое изобретение» представляет собой ящик длиной около шести
футов и шириной в три фута с зеркальными стенками и «какафонией» катушек и конденсаторов внутри! «Сложные отношения» у автора и с химией.
Вызывает ныне улыбку эпизоды сохранения «секретности», нагнетаемая таинственность (почти тут же объясняемая) выглядит иногда смешно. Но есть в
романе и примечательные строки: «Атомная энергия в дальнейшем развитии становится страшным орудием войны» или «Отвратительное облако всё
поднималось, всё расширялось… Белый песок превратился в звонкое стекло…»
Доминик не только ведёт основные сюжетные линии, в романе немало отступлений и второстепенных персонажей. Справляется в основном, хотя местами
повествование затянуто, а длинные беседы всяческих царедворцев попросту раздражают. (И ещё опечатки в русском переводе…)
Конечно, есть любовные линии, «страсти-мордасти» в духе моды того времени. Неплохо выписан образ гениальной интриганки и шпионки Иоланты фон
Карлекюль – красавицы и богачки с призванием «не женщины, а дьявола». Привлекателен образ «доброго гения» Эйзенеккера, который «шарики»
атомной энергии может запросто с руки пускать! При этом о личной власти он и не помышляет, выступает против подготовки страшной «атомной» войны,
расстраивая планы агрессоров. В итоге – хэппи энд, принц Фуад и халиф Абдурахман признают поражение, Эйзенеккер «приносит Европе новую эру»,
готовится мирное использование атомной энергии для блага европейцев (только).
Читать роман рекомендуется (только) большим любителям старой фантастики…
© Валерий Окулов
|
 |
 |
|