Архив фантастики
Иоланда




В рассказе Александра Вельтмана «Иоланда» (1837), действие которого отнесено к 1315 году, к старому мастеру церопластику (создатель скульптурных изображений из воска) Гюи Бертрану, недавно приехавшему в Тулузу, неизвестный заказал сделать изображение прекрасной женщины по принесенному с собой портрету. За это неизвестный очень щедро заплатил. В то же самое время некая Иоланда, стараясь сохранить любовь своего мужа Раймонда, ударом кинжала убила Санцию – дочь высокородного капитула. За это преступление святая инквизиция приговорила прекрасную Иоланду к аутодафе. На следующее утро, около храма св. Доминика у портрета сожженной женщины остановилась карета, из которой вышла молодая пара. И толпа раздалась перед ней. На ступенях поднимался Раймонд и живая Иоланда! Вот тогда-то Гюи Бертран понял все: чью скульптуру он сделал, кого сожгли вместо настоящей Иоланды, и каким образом это стало возможным. В средние века в Западной Европе с помощью восковых изображений насылались порчи и убийства. Особенно это имело хождение во Франции в XII веке. Мститель заказывал восковое изображение своего недруга и производил над ним все установленные обряды церкви, а затем начинал его терзать будто живого человека. А настоящий недруг таким же образом мучался и умирал за многие километры отсюда. Гюи Бертран же сделал настолько удачную копию, что кто-то другой произвел над ней нужные обряд и эта копия обрела зачатки жизни.

© Виталий Карацупа, 2005