Шмелёв Иван Сергеевич
(21 сентября (3 октября) 1873 – 24 июня 1950)




Иван Шмелёв

  • Евлампия Гавриловна Савинова – мать (1844-1934)
  • Сергей Иванович Шмелёв – отец (1842 – 1880)
  • Софья Сергеевна (Шмелёва) Любимова – сестра (1868 – 1948)
  • Мария Сергеевна Шмелёва – сестра (1869 – ?)
  • Николай Сергеевич Шмелёв – брат (1871 – 1928)
  • Сергей Сергеевич Шмелёв – брат (1875 – 1875)
  • Екатерина Сергеевна (Шмелёва) Ренева – сестра (1879 – после 1918)
  • Ольга Александровна (Охтерлони) Шмелёва – жена (08(21).07.1875 – 22.06.1936)
  • Сергей Иванович Шмелёв – сын (06.01.1896 – 03.03.1921)
Русский писатель, публицист, православный мыслитель, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Номинант на Нобелевскую премию по литературе в 1931 и 1932 годах.
Родился в Донской слободе Москвы в купеческой семье четвертым ребенком. Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, затем поступил в шестую Московскую гимназию, окончив которую стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил это учебное заведение, год отслужил в армии, затем получил место чиновника по особым поручениям Владимирской Казённой палаты Министерства внутренних дел, в которой состоял на протяжении восьми лет.
Ко времени обучения в Московской гимназии относятся и первые литературные опыты Шмелёва, а его первым опубликованным произведением стала зарисовка из народной жизни «У мельницы», опубликованная в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. Через два года в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», изданный за собственные средства, но вскоре запрещённый царской цензурой. Но всерьез Шмелёв взялся за перо под впечатлением революции 1905 года. Его первые повести и рассказы публиковались большей частью в либеральном московском журнале «Русская мысль», а всероссийскую славу он получил после публикации в сборнике «Знание» в 1911 году повести «Человек из ресторана». Очень быстро Иван Сергеевич выдвинулся на первые позиции русского литературного подиума, произведения которого ярко изображали жизнь купеческой Москвы и российской провинции. Не случайно уже в 1917-1918 гг. в Книгоиздательстве писателей в Москве вышло восьмитомное собрание его рассказов, а А. Кони в 1916-м выдвигал его кандидатуру на звание академика. Иван Шмелёв
Февральскую революцию писатель первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении.
Измученный, чрезвычайно болезненно воспринимающий происходящее, Шмелёв в мае 1918 года тяжело заболел анемией. Настолько тяжело, что потерял способность говорить. С фронта вернулся сын Сергей, больной, и в июне 1918 года семья Шмелёвых уехала туда, где синеют морские края, – в Крым. Сначала жили в пансионе Вилла Роз, принадлежавшем Тихомировым, а затем под Алуштой приобрёл земельный участок с домом.
Крымский период – самый страшный в жизни писателя. Весной 1918 года началась интервенция, войска Антанты высадились в Крыму. В конце 1918 года по мобилизации, объявленной возглавившим с апреля белогвардейское движение А. И. Деникиным, был призван в Добровольческую армию Сергей, и это для семьи Шмелёвых имело роковые последствия. В ноябре 1919 года началось наступление красных на Южном фронте и деникинские войска были отброшены на юг.
В октябре 1919 года Шмелёв принялся писать сказки – и написал «Степное чудо», «Преображенский солдат» (в 1924 году – Преображенец), «Веселого барина», «Всемогу», «Инородное тело», «Сладкого мужика». Для многих, и для Шмелёва, стало очевидной губительная сила абсолютной свободы. Шмелёв написал в «Преображенском солдате» о такой солдатской свободе, куражливой и бессмысленной. В сказке «Всемога» бес искушает матроса, и тот, выбросив нательный крест и запродав бесу душу, разделался с начальством и под красными флагами вошел в город. В «Степном чуде» Россия показана обессиленной, окровавленной бабой, что лежала в степи с непокрытой головой, с косой, закинутой за ольховый куст, с глазами, полными слез; матрос, что мощи вскрывал и ничего не боялся, сквернословя, решил залезть бабе в карманы, но поднялась ее десница, пол неба закрыла – и пал матрос. Шмелёв был подавлен тем, что народ столь безволен и наивен, податлив – хоть улицу им мети. Иван Шмелёв с семьей
В конце 1980-х годов в Алуштинском литературном музее в архиве С. Н. Сергеева-Ценского был обнаружен единственный сохранившийся экземпляр симферопольской газеты «Таврическiй голосъ» за 25 декабря 1919 года со сказкой И. Шмелёва «Инородное тело», написанной им в иносказательной форме. За рубежом сказка издавалась лишь однажды, – в сборнике «Степное чудо» (Париж, 1927 год), где ее сюжет не претерпел существенных изменений, но появились новые детали: еще более обрусел Карл Карлович, ставший Карлом Ивановичем, англичанин получил многоговорящее имя – мистер Тайм и т.п. В 1990 году Валерий Цыганник и доцент Таврического национального университета Людмила Борисова подготовили сказку к публикации, и она была напечатана в журнале «Наш современник».
В декабре 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован и спустя три месяца расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии, которому тогда было 25 лет. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелёва. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.
В марте 1922 года Иван Шмелёв переехал из Крыма в Москву, а затем, под влиянием И. А. Бунина, в том же году покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий. Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, патриархальной России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Иван Шмелёв
Годы Второй мировой войны Шмелёв провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете Парижский вестник. В это время он и написал свой фантастический рассказ «Почему так случилось» (1944), в котором герой – профессор на закате жизни пишет книгу о прожитом. И в процессе этого к нему приходит Мефистофель, диалог с которым заставляет героя вновь пережить свои грехи, сделать анализ всей своей жизни, ведя, таким образом, к покаянию.
Скончался Шмелёв в обители Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт близ Парижа в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.
В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва; открытие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. Экспозиции музея отображают основные этапы жизни писателя. Коллекция музея состоит из материалов архива И. С. Шмелёва, переданных его внучатым племянником И. Жантийомом, а также документов и предметов эпохи из архивных фондов музея С. Н. Сергеева-Ценского.
Произведения автора
    Романы
  • 1918 – Зобово логово (не окончен)
  • 1923 – Солнце мёртвых
  • 1925 – Солдаты (не окончен)
  • 1927 – История любовная
  • 1931 – Богомолье
  • 1933-1948 – Лето Господне
  • 1934-1935 – Няня из Москвы
  • 1938 – Иностранец (не окончен)
  • 1948 – Пути небесные (не окончен)

    Сборники

  • 1897 – На скалах Валаама
  • 1921 – Сладкий мужик; Степное чудо
  • 1923 – Это было
  • 1923 – Как мы летали
  • 1923 – Виноград
  • 1924 – Неупиваемая чаша и др. рассказы
  • 1929 – Въезд в Париж
  • 1927 – Про одну старуху
  • 1927 – Степное чудо
  • 1928 – Свет разума
  • 1928 – Мэри
  • 1929 – Въезд в Париж
  • 1930 – На морском берегу
  • 1931 – Родное. Про нашу Россию

    Повести

  • 1907 – В новую жизнь
  • 1907 – Гражданин Уклейкин
  • 1911 – Человек из ресторана
  • 1913 – Росстани
  • 1918 – Неупиваемая чаша
  • 1919 – Как это было
  • 1924 – Каменный век
  • 1925 – На пеньках

    Рассказы

  • 1895 – У мельницы
  • 1906 – Служители правды
  • 1906 – Гассан и его Джедди
  • 1906 – Вахмистр
  • 1906 – Жулик
  • 1906 – По спешному делу
  • 1906 – Распад
  • 1907 – К солнцу
  • 1907 – Мэри
  • 1907 – Иван Кузьмич
  • 1908 – Мистификация: Шутка в одном действии
  • 1908 – Последний выстрел
  • 1908 – Голос зари
  • 1908 – Добрые встречи
  • 1909 – Толците и отверзется
  • 1909 – В норе
  • 1909 – Полочка
  • 1910 – Однажды ночью
  • 1910 – Светлая страница
  • 1910 – Под небом
  • 1910 – Под горами
  • 1910 – Мой Марс
  • 1910 – Праздничные герои
  • 1911 – Патока
  • 1911 – Рваный барин
  • 1911 – Чёрная звезда
  • 1911 – Бред
  • 1911 – Звёзды
  • 1911 – Пластика
  • 1912 – У старой церкви
  • 1912 – Одной дорогой
  • 1912 – Пряник
  • 1912 – На том берегу
  • 1912 – Двойка за поведение
  • 1912 – Липа и пальма
  • 1912 – Пугливая тишина
  • 1912 – Тени (В деревне)
  • 1912 – Ненастье
  • 1912 – Весенний шум
  • 1913 – По приходу
  • 1913 – Волчий перекат
  • 1913 – На морском берегу
  • 1913 – Стена
  • 1913 – Подёнка
  • 1913 – Удушье
  • 1914 – Карусель
  • 1914 – Виноград
  • 1914 – Чугунный
  • 1915 – Весенний шум
  • 1915 – Солдат-Кузьма
  • 1915 – Лихорадка
  • 1915 – Про чёрную жемчужинку
  • 1915-1916 – Три часа
  • 1916 – В Луйском уезде – [Начальный фрагмент задуманного романа «Наследники»]
  • 1916 – Лик скрытый
  • 1918 – Как мы летали
  • 1918 – Голуби
  • 1918-1923 – Чужой крови
  • 1919 – Матрос Всемог
  • 1920 – Письмо лейтенанта
  • 1920 – Пушечное вино
  • 1921 – Сладкий мужик
  • 1923 – Это было
  • 1923 – Музыкальное утро
  • 1924 – Метельный день
  • 1924 – Два Ивана
  • 1924 – Кошкин дом
  • 1924 – Убийство
  • 1924 – Про одну старуху
  • 1925 – В ударном порядке
  • 1925 – Письмо молодого казака
  • 1925 – Москва в позоре
  • 1925 – Въезд в Париж
  • 1925 – Океан
  • 1925 – Весенний плеск
  • 1925 – Свет Разума
  • 1926 – Чертов балаган
  • 1927 – Блаженные
  • 1926 – Гроза
  • 1927 – Гунны
  • 1927 – Прогулка
  • 1927 – Веселый ветер
  • 1928 – Панорама
  • 1928 – Туман
  • 1928 – Христова всенощная
  • 1928 – Яблочный Спас
  • 1928 – Железный дед
  • 1928 – Сила
  • 1928 – Новый год
  • 1928 – Голос зари
  • 1928 – Миша
  • 1928 – Наше Рождество
  • 1928 – Наша масленица
  • 1928 – Наша Пасха
  • 1928 – Царица Небесная
  • 1928 – Проводы
  • 1929 – Песня
  • 1929 – Птицы
  • 1929 – Тени дней
  • 1929 – Крестный ход
  • 1929 – Золотая книга
  • 1929 – Город-призрак
  • 1929 – Russie
  • 1929 – Вереск
  • 1929 – Два письма
  • 1929 – Журавли
  • 1929 – Яичко
  • 1929 – Благовещенье
  • 1929 – Наши Святки
  • 1931 – Родное
  • 1931 – Как я стал писателем
  • 1932 – Музыкальная история
  • 1932 – Искушение
  • 1932 – Смешное дело
  • 1933 – Душный день
  • 1933 – Забавное приключение
  • 1933 – Москвой
  • 1933 – Мартын и Кинга
  • 1933 – Царский золотой
  • 1933 – Небывалый обед
  • 1933 – Русская песня
  • 1933 – Рассказ доктора
  • 1934 – Как я встречался с Чеховым
  • 1934 – Как я покорил Немца
  • 1934 – Милость преподобного Серафима
  • 1934 – Первая книга
  • 1935 – Перстень
  • 1935 – У дьявола на пиру
  • 1935 – Крест
  • 1935 – Ентрыга
  • 1935 – Виноград
  • 1935 – Стенька-рыбак
  • 1936 – Лампадочка
  • 1936 – Однажды ночью
  • 1937 – Как я ходил к Толстому
  • 1937 – У старца Варнавы
  • 1937 – Кровавый грех
  • 1937 – Страх
  • 1937 – Свет вечный
  • 1937 – Глав с нощн
  • 1938 – Трапезондский коньяк
  • 1939 – На Святой
  • 1939 – Ледяной дом
  • 1939-1947 – Куликово поле
  • 1940 – Рубеж
  • 1940 – Преддверие именин
  • 1940 – Именины
  • 1942 – Рождество в Москве. Рассказ делового человека
  • 1943 – Свет
  • 1944 – Почему так случилось
  • 1947 – Мисюсь и рыбий глаз
  • 1947 – Врёшь, есть Бог...
  • 1947 – Ясновидец
  • 1947 – Еловые лапы
  • 1947 – Бескрестный Лазарь
  • 1948 – Угодники соловецкие
  • 1948 – Записки неписателя
  • 1949 – Приволье
  • 1950 – Приятная прогулка

    Сказки

  • 1908 – В лесу
  • 1908 – Нырятель
  • 1919 – Степное чудо
  • 1919 – Преображенец
  • 1919 – Весёлый барин
  • 1919 – Всемога
  • 1919 – Инородное тело
  • 1919 – Сладкий мужик

    Пьесы

  • 1914 – Догоним солнце
  • 1915 – На паях

    Очерки

  • 1908 – В милой Полесовке
  • 1914 – Суровые дни
      На крыльях
      На пункте
      Лошадиная сила
      Развяза
      Ожидание
      Под избой
      Знамения
      За семью печатями
      Оборот жизни
      Максимова сила
      Мирон и Даша
      Лихой кровельщик
      У плакучих берёз
      Правда дяди Семёна
  • 1917 – В Сибирь за освобождёнными
  • 1917 – Пятна
  • 1918 – Последний день
  • 1935 – Старый Валаам

    Фильмография и экранизации

  • 1927 – Человек из ресторана (СССР) – по одноименной повести
  • 2006 – Моя любовь (Россия) – по роману История любовная
Отдельные издания
  • На скалах Валаама (Путевые очерки). – М. Типография Елизаветы Гербек, 1897. – 264 с.
  • Сладкий мужик; Степное чудо. – Берлин: Мысль, 1921. – 44 с. – (Книга для всех, №8). (о)
  • Неупиваемая чаша. – Париж: Русская земля, 1921. – 158 с.
  • Это было. – Берлин: Гамаюнъ, 1923. – 112 с.
  • Как мы летали. – Берлин: Гамаюнъ, 1923. – 128 с.
  • Виноград. – М.: Книга, 1923. – 178 с.
      Виноград – с.
      Распад – с.
      Волчий перекат – с.
  • В новую жизнь: Повесть. – М.: Государственное издательство, 1923. – 104 с.
  • Неупиваемая чаша и др. рассказы. – Прага: Пламя, 1924. – 224 с.
      Неупиваемая чаша – с.
      Это было – с.
      Чужой крови – с.
  • Въезд в Париж: Рассказы о России зарубежной. – Париж: [б.и.], 1925. – 174 с.
  • Солнце мертвых: Эпопея. – Париж: Возрождение, 1926. – 172 с.
  • Про одну старуху: Новые рассказы о России. – Париж: Таир, 1927. – 204 с.
  • Степное чудо: Сказки. – Париж: Возрождение, 1927. – 80 с.
  • Человек из ресторана. – Париж: Возрождение, 1927. – 182 с.
  • Свет разума: Новые рассказы о России / Обложка Б. Сосиновского. – Париж: Таир, 1928. – 174 с.
  • Мэри. – Париж: Возрождение, 1928. – 184 с.
  • Въезд в Париж. – Белград: [Русская типография], 1929. – 174 с. – (Русская библиотека; 9)
  • История любовная: Роман моего приятеля. – Париж: Возрождение, 1929. – 350 с. (п)
  • На морском берегу. – Белград: [Русская типография], 1930. – 72 с. – (Библиотека для юношества)
  • Родное. Про нашу Россию: [Воспоминания, рассказы]. – Белград: Светлость, 1931. – 172 с. – (Русская библиотека, кн.32)
      Родное – с.
      Весёлый ветер – с.
      Росстани – с.
      Миша – с.
      Как мы открывали Пушкина – с.
      Как я узнавал Толстого – с.
      Как я стал писателем – с.
  • Богомолье. – Белград: Светлость, 1931. – 190 с. – (Русская библиотека, кн.41)
  • Лето Господне. – Белград: Типография «Славия», 1933. – 192 с. – (Русская библиотека, кн.38)
  • Няня из Москвы: Роман. – Париж: Возрождение, 1936. – 248 с.
  • Старый Валаам. – Владимирова: Восстановленная историческая типография при Иова Почаевскаго, 1936. – 170 с.
  • Пути небесные: Роман. – Париж: Возрождение, 1937. – 352 с.
  • Пути небесные: Роман. Том II. – Париж: Возрождение, 1948. – 256 с.
  • Богомолье. – Изд. 2-е. – Париж: YMCA Press, 1948. – 192 с.
  • Лето Господне: Праздники, радости, скорби. – Париж: YMCA Press, 1948. – 530 с.
  • Солнце мертвых. – 2-е изд. – Париж: Возрождение, 1949. – 256 с.
  • О Достоевском: [К роману «Идиот»]. – Париж: [Б.и.], 1949. – 24 с. (о)
  • Няня из Москвы: Роман. – Третье издание. – Париж: Возрождение, 1949. – 236 с.
  • Солдаты: Роман. – Париж: Издание русского научного института, 1962. – 274 с.
  • Иностранец: Роман. – Париж: Издательство русского научного института, 1963. – 96 с.
  • Душа Родины: Сборник статей от 1924-1950 г. – Париж: Издательство русского научного института, 1967. – 338 с.
  • Свет вечный: Посмертное издание рассказов: 1895-1950 г. – Париж: Editions Klincksiek, 1968. – 380 с.
Публикации в периодике и сборниках
  • Почему так случилось: Рассказ // И. Шмелёв. Свет вечный. – Париж: Éditions Klinchsiek, 1968 – с.
      То же: [Рассказ] // Фантастика-90 – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.399-411
      То же: [Рассказ] // И. В. Шмелёв. Собрание сочинений в 5 т. Т.3. – М.: Русская книга, 1998 – с.253-268
      То же: [Рассказ] // И. В. Шмелёв. Собрание сочинений в 5 т. Т.V, кн.2. – М.: Книжный клуб, 2015 – с.470-483
Об авторе
  • Михаил Ахенбреннер. Жизнь и творчество великого русского писателя. – Кёнигсберг: Ost-Europa-Verlag, 1937. – 162 с. – (Труды Университета Альберта; Серия Гуманитарные науки; 9)
  • Ю. А. Кутырина. Иван Сергеевич Шмелев. – Париж: Институт при русской академической группе в Париже , 1960. – 104 с.
  • Н. М. Солнцева. Иван Шмелёв. Аспекты творчества. – М.: Кругъ, 2006. – 256 с. (п) ISBN 5-7396-0108-8
  • Н. М. Солнцева. Иван Шмелёв. Жизнь и творчество. – М.: Эллис Лак, 2007. – 512 с. (п) ISBN 5-902152-45-3
  • Наследие И. С. Шмелева: Проблемы изучения и издания: Сборник материалов международных научных конференций 2003 и 2005 годов. – М.: ИМЛИ РАН, 2007. – 426 с. (п) ISBN 978-5-9208-0280
  • Крестный подвиг: Очерки, статьи, автобиографические заметы, 1922-1949, воспоминания о И. С. Шмелеве. – М.: Собрание, 2007. – 624 с. (п) ISBN 978-5-9606-0038-5
  • Духовный путь Ивана Шмелёва, 1873-1950: Статьи, очерки, воспоминания / Сост., предисл. А. М. Любомудрова]. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. – 508 с. (п) ISBN 978-5-913621-23-8
  • О. А. Платонова. И. С. Шмелев и А. П. Чехов: Творческий диалог: Учебное пособие. – Тверь: Тверской государственный университет, 2011. – 164 с. (о) ISBN 978-5-7609-0646-5
  • Е. А. Коршунова. Между классикой и модерном: Традиция и интертекстуальность в поэтике прозы Ивана Шмелева: К 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева. – Харьков: ФОП Бровин О. В., 2013. – 216 с. (о) ISBN 978-966-244567-1
  • Ольга Сорокина. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М.: Московский рабочий, Скифы, 1994. – 392 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-7206-0133-3

  • Вл. Кранихвельд. Новый талант // Киевская мысль, 1914, 14 февраля (№45) – с.3
  • А. В. Амфитеатров. Свирепые больные: [О рассказе Ивана Шмелёва «Это было»] // Возрождение, 1927, №673 – с.2-3
  • Павел Горелов. Таинственная встреча: [Об И. Шмелёве] // Фантастика-90 – М.: Молодая гвардия, 1990 – с.411
  • Солнце мертвых: реальность, миф, символ // Российский литературный журнал, 1994, №4 – с.114-117
  • Евгения Александровна Коршунова. «Странный триптих» С. Н. Дурылина и «Почему так случилось» И. С. Шмелёва: поэтика христианского реализма // Проблемы исторической поэтики, 2014, том 12 – с.556-571

© Виталий Карацупа, 2017